ИНФОРМАЦИЯ

о мерах, принимаемых в субъекте Российской Федерации, по обеспечению реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600

1. Информация о ходе реализации адресной программы Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы

Между государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и Рязанской областью 8 октября 2013 года заключено соглашение, содержащее обязательство Рязанской области по обеспечению переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, расположенного на территории субъекта, до 1 сентября 2017 года.

План мероприятий («дорожная карта») по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Рязанской области (жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации). Дорожная карта разработана во исполнение пункта 3.2.2 Соглашения от 23 января 2013 года № 01-01-06/06-27 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Рязанской области о предоставлении бюджету Рязанской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

В соответствии с дорожной картой на реализацию адресных программ Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилья на 2013-2017 годы Правительством планируется направить около 3,38 млрд. рублей, из них:

  • 2,01 млрд. рублей – средства Фонда содействию реформированию ЖКХ (далее - Фонд);

  • 1,37 млрд. руб. – средства консолидированного бюджета Рязанской области.

Расселению подлежат 6,5 тыс. граждан, проживающих в аварийном жилье, признанном таковым на 01.01.2012 г., площадью более 108 тыс. кв. м. (451 аварийных многоквартирных домов).

Реализация Программы предусматривает 4 этапа.

На 1 этапе (2013–2014 гг.) расселено 1 802 человека, проживающих в 830 аварийных жилых помещениях площадью 31,5 тыс. кв. м. (133 аварийных многоквартирных домов). Построено и введено в эксплуатацию 81 многоквартирный жилой дом. Объем финансирования составил 987,6 млн. руб. Плановые показатели выполнены в полном объеме.

На 2 этапе (2014-2015 гг.) подлежат расселению 1577 граждан, проживающих в 696 аварийных жилых помещениях площадью 26,10 тыс. кв. м. (114 аварийных многоквартирных домов). Финансирование составляет 819,91 млн. руб. Для расселения граждан строится 56 многоквартирных жилых домов. Все 56 жилых домов введены в эксплуатацию. Расселено 1229 граждан, проживающих в 554 аварийных жилых помещениях, расселенная площадь составляет 21,0 тыс. кв. м. В настоящее время не расселенные жилые помещения оформляются в муниципальную собственность и собственность граждан. До конца 2015 года 348 граждан из 142 аварийных жилых помещений, аварийной площадью 5,1 тыс.кв.м. будут переселены в новое благоустроенное жилье.

На 3 этапе (2015-2016 гг.) подлежат расселению 1278 граждан, проживающих в 601 аварийных жилых помещениях площадью 22,19 тыс. кв. м. (92 аварийных многоквартирных дома). Объем финансирования составляет 698,0 млн. руб. Для расселения граждан строится 48 многоквартирных жилых домов. В настоящий момент 35 жилых домов введены в эксплуатацию. По третьему этапу досрочно расселено 336 граждан, проживающих в 157 аварийных жилых помещениях, расселенная площадь составляет более 5,9 тыс. кв. м. В декабре 2015 года будут расселены 214 граждан из 95 аварийных жилых помещений, площадью 3,0 тыс. кв. м. До конца 2016 года 728 граждан из 349 аварийных жилых помещений, аварийной площадью более 13,29 тыс. кв. м. будут переселены в новое благоустроенное жилье. В настоящее время конкурсные процедуры по заключению контрактов на приобретение жилых помещений у Застройщиков завершены.

На 4 этапе (2016-2017 гг.) подлежат расселению 1 839 гражданина, проживающих в 785 аварийных жилых помещениях площадью 27,7 тыс. кв. м. (95 аварийных многоквартирных дома). Объем финансирования составит 876,3 млн. руб. В декабре 2015 года планируется подача заявки в Фонд на получение финансовой поддержки на переселение граждан этапа 2016-2017 годов. Всего с 2013 года построено 172 многоквартирных жилых дома, расселено 3 367 граждан, проживающих в 1541 аварийных помещениях, площадью более 58,44 тыс. кв. м. Итоговый показатель выполнения программы на 01.12.2015г. составляет 119%. По состоянию на 01.12.2015 г. Рязанская область в ранге субъектов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда занимает 8 место из 80 субъектов Российской Федерации.

2. Информация о мерах по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей

По состоянию на 01.09.2015 в Рязанской области насчитывается 8340 многодетных семей. 5504 семей поставлено на учет с целью бесплатного предоставления земельных участков для строительства жилья, 2635 участков предоставлено многодетным семьям.

По данным муниципальных образований в области сформировано 43 площадки для комплексного предоставления земельных участков 3000 многодетным семьям. Проектная документация на строительство сетей и дорог отсутствует. Ориентировочная стоимость строительства коммунальной и транспортной инфраструктуры на данных участках составляет более 2,2 млрд. рублей.

План мероприятий («дорожная карта») «Инфраструктурное обустройство земельных участков, предоставленных и подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей». Дорожная карта разработана во исполнение пункта 3.2.3 Соглашения от 23 января 2013 года № 01-01-06/06-27 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Рязанской области о предоставлении бюджету Рязанской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.

Дорожная карта утверждена в марте 2013 по согласованию с Министерством регионального развития РФ (распоряжение Правительства Рязанской области от 29.03.2013 № 147-р).

Утверждены дорожные карты 29 муниципальных образований Рязанской области.

Улучшение жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, в Рязанской области осуществлялось в рамках реализации Государственной программы Рязанской области «Развитие малоэтажного жилищного строительства на 2014-2020 годы». Предусматривается строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, переданных многодетным семьям, в соответствии Законом Рязанской области от 30.11.2011 № 109-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Рязанской области» путем предоставления субсидий муниципальным образованиям на:

  • разработку проектной документации для строительства коммунальной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных многодетным семьям;

  • строительство коммунальной и транспортной инфраструктуры.

Однако, в связи с тяжелым исполнением областного бюджета средства на строительство инфраструктуры для многодетных семей на 2014, 2015 годы не запланированы.

На перспективу подготовлен предварительный перечень первоочередных проектов по земельным участкам, планируемым под комплексное малоэтажное жилищное строительство для многодетных семей в 8 муниципальных образованиях Рязанской области (г. Рязань, Рязанский, Рыбновский районы, г. Касимов и др.). Ориентировочная стоимость разработки ПСД на этих участках составляет 10 млн. рублей, стоимость строительства инфраструктуры – 377 млн. рублей, что позволит обеспечить инфраструктурой 735 земельных участков для многодетных семей.

Решение проблемы обеспечения инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям, осуществляется также с помощью энергосбытовых организаций. Строительство сетей электроснабжения планируется осуществить за счет инвестиционных программ филиала «Рязаньэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья», строительство сетей газоснабжения с помощью ОАО «Рязаньоблгаз». Однако такими темпами решить вопрос инфраструктурного обеспечения всех земельных участков будет очень сложно.

Рязанская область является высокодотационным регионом, достаточные средства в региональном бюджете на 2015-2020 годы отсутствуют. На федеральном уровне механизмы поддержки данного направления не разработаны.

Обеспечение жилыми помещениями многодетных семей

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 487-ФЗ «О внесении изменения в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации» граждане, имеющие трех и более детей, получают право выбора мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная норма вступила в силу 1 марта 2015 г.

Решение принятия нормативных правовых актов субъектами РФ, определяющими возможность и порядок права выбора многодетными семьями жилых помещений взамен предоставления им земельного участка, определяется регионами исходя из экономического развития и возможности обеспечения регионального бюджета. В настоящее время на территории Рязанской области вышеуказанная мера в соответствии с действующим региональным законодательством не предусмотрена.

3. Информация о развитии рынка арендного жилья

Существующий рынок аренды жилья региона представлен в основном жилыми помещениями, принадлежащими гражданам. Так, например, база данных объявлений на рынке недвижимости «Авито- Рязань» содержит информацию о 17000 объектах недвижимости, выставленных на продажу, и 11000 объектах недвижимости, сдаваемых в аренду. Примерно 10-15% построенного в регионе жилья, приобретается гражданами для последующей сдачи в аренду. Фактически отсутствуют участники рынка, профессионально и официально занимающиеся предоставлением жилья в наем.

При этом рынок найма жилья является одним из самых перспективных, так как, учитывая активную трудовую миграцию внутри страны и уровень доходов населения, значительная часть нуждающихся в жилье удовлетворяет свою потребность, сняв жилье.

Одним из направлений развития рынка арендного жилья в регионе осуществляется в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства путем стимулирования привлечения частных инвестиций в данную сферу.

Пилотный проект строительства арендного жилья реализует ОАО «Елатомский приборный завод» в р.п. Елатьма Касимовского района Рязанской области. ОАО «Елатомский приборный завод» является бюджетообразующим предприятием муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского района Рязанской области. Предприятие ежегодно наращивает объемы производства и испытывает при этом острый дефицит квалифицированных кадров. Основными условиями для привлечения и закрепления кадров в р.п. Елатьма являются наличие благоустроенного жилья и достойный уровень качества жизни.

В 2012-2014 годах ОАО «Елатомский приборный завод» построил два 28-квартирных жилых дома для предоставления в аренду работникам завода, привлекаемым из других районов, общей площадью 2,6 тыс. кв. м. В 2016 году планируется строительство еще одного 28-квартирного жилого дома для предоставления в аренду работникам завода. Для арендаторов предусмотрена дифференцированная плата за наем в зависимости от срока работы. Средняя стоимость аренды в месяц составляет для однокомнатной квартиры 2,2 тыс. рублей, для двухкомнатной квартиры – 3,1 тыс. рублей, для трехкомнатной – 4,5 тыс. рублей.

Государственная поддержка проекта строительства арендного жилья осуществлялась в рамках программ «Развитие малоэтажного жилищного строительства путем обеспечение коммунальной и транспортной инфраструктурой комплексной малоэтажной жилой застройки по ул. Есенина в р.п. Елатьма.

Сложнее обстоят дела со строительством жилья для предоставления по договорам социального найма. Обязательства по предоставлению жилья социального использования по состоянию на начало 2014 года имеются перед 15,3 тыс. семей.

Основной проблемой в этой сфере является отсутствие бюджетных средств. Рязанская область является высокодотационным регионом, у муниципалитетов также отсутствуют финансовые возможности по строительству и приобретению жилья для предоставления в социальный наем. У строительных компаний региона отсутствует заинтересованность в строительстве арендного жилья в связи большим сроком окупаемости данных проектов. В настоящее время ОАО «РегионСтройДом», созданное Правительством Рязанской области и администрацией города Рязани, рассматривает возможность строительства жилья для социального найма.