Выступления и интервью

О перспективах социально-экономического развития Рязанской области

Весной этого года, выступая перед депутатами Рязанской областной Думы, я рассказал о своем видении социально-экономической ситуации, которая сложилась на начало 2009 года в Рязанской области. Все происходящее в общественно-политической, экономической, социальной сферах региона было изучено и проанализировано мной самым тщательным образом. Кроме того, серьезному анализу были подвергнуты обращения граждан, которые поступают в мой адрес, в адрес Правительства Рязанской области, а также в Правительство РФ, Президенту России. Проанализированы были и все обращения рязанских бизнес-структур, общественных объединений по самым разным поводам. На основе всего этого я и дал оценку ситуации в Рязанской области.

Кто-то согласился с этой оценкой, кому-то она не понравилась. Это нормально. Но я обязательно должен был это сделать, потому что, только четко представляя реальное положение дел в регионе, можно принять правильные управленческие решения с тем, чтобы наша область двигалась вперед.

Весь 2009 год мы работали над созданием условий и предпосылок для нормального развития региона. Несмотря на финансово-экономический кризис, что-то удалось сделать, что-то пока еще в стадии реализации или планируется к реализации. Крайне важным я считаю то, что, сохранив управляемость экономики, мы оградили ее реальный сектор, так же как и социальную сферу, от возможных разрушительных, центробежных тенденций, которые могли возникнуть на фоне общероссийских проблем.

Более того, правильно определив «точки роста» в регионе, мы начали в отдельных отраслях получать результаты довольно быстро. Например, агропромышленный комплекс оказался лучше других сфер готов и адаптировался к новым условиям современной экономики, к новым требованиям. Соответственно и показатели лучше, чем в других отраслях.

Что касается социальной сферы, где остается еще много проблем, то мы активно начали проводить структурные изменения. Главное – мы знаем и четко видим, какой должен быть результат всех наших преобразований. Я исхожу из того, что во главе угла нашей деятельности стоит человек со всеми его проблемами и чаяниями.

В этой статье я хочу подробно остановиться на перспективах социально-экономического развития Рязанской области. Хотелось бы, чтобы ее обсудили во всех общественных организациях, деловых кругах, в различных социальных средах и политических партиях. Я очень надеюсь, что будут высказаны конкретные предложения, которые впоследствии могли бы быть учтены при разработке и реализации программ по конкретным направлениям развития региона, при подготовке законопроектов, проектов постановлений Правительства области, в работе с гражданами.

В своем недавнем Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев изложил первоочередные планы реализации новой стратегии государства, подчеркнул необходимость всесторонней модернизации нашей страны, ухода от примитивного сырьевого хозяйства к созданию «умной экономики, производящей уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям», к обществу «умных, свободных и ответственных людей». Реальность доказывает верность этой выбранной стратегии. И преобразования, которые проводятся в ее рамках, очень важны для Рязанской области, впрямую накладываются на реалии нашей жизни. Для меня очень отрадно, что многое из того, о чем шла речь в Послании Президента РФ, мы уже начали реализовывать в регионе.

Моя стратегическая цель, как Губернатора, задача всех уровней власти Рязанской области остается прежней – повышение благосостояния граждан, наших земляков, создание комфортных условий для проживания в регионе, для учебы, работы, создания семьи и воспитания детей, достойных условий для старшего поколения. А основой для реализации этой цели должна быть эффективная экономика, потому что именно состояние экономики определяет уровень и качество жизни.

Сегодня мы должны задействовать все свои внутренние резервы, а они у нас есть, и направить наши усилия на то, чтобы на выходе из кризиса быть готовыми активно и эффективно работать. Причем выйти из кризисных испытаний надо не только окрепшими и способными браться за решение многоуровневых задач, но уже с определенными наработками и реальными планами. И в этом году мы немало для этого сделали. Главное, что приняты системные решения, позволившие не только сохранить экономику, но и создать базу для дальнейшего развития региона.

В этом году значительные ресурсы привлечены в здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс. Мы сохранили промышленность, добились неплохих показателей в развитии среднего и малого бизнеса, что было отмечено дополнительным грантом от Минэкономразвития РФ в 157 млн. рублей на эту программу. Мы активно поработали над привлечением в область серьезных инвесторов.

Вот только несколько примеров: начал работу крупный стекольный завод «Гардиан Стекло Рязань», открылся новый комплекс по производству и обработке цветных металлов на заводе «Рязцветмет», на ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов» осуществлен инвестпроект по производству фотоэлектрических модулей, расширилось производство плоских промышленных плазменных мониторов на ОАО «Плазма» за счет реализации инвестпроекта по реконструкции и техническому переоснащению, открылось новое производство сварочной техники ООО «АБИКОР БИНЦЕЛЬ Сварочная техника», а также завод германской компании «Маузер Групп».

Сдвинули с мертвой точки решение многих застарелых вопросов в дорожном хозяйстве, улучшив при этом эффективность работы почти вдвое: если в прошлом году мы привели в нормативное состояние порядка 100 км автодорог, то уже в 2009 году за те же деньги – отремонтировали вдвое больше.

Мы добились участия Рязанской области сразу в нескольких федеральных программах на основе софинансирования. Некоторые регионы отказались рисковать, мы же приняли решение участвовать и не снижать интенсивность работы, стараться, лезть из кожи вон, но решать вопросы, делать реальные дела. Риск оказался оправданным. Дополнительно привлеченные из федерального бюджета средства дали нам возможность реализовывать крупные проекты в сферах здравоохранения, ЖКХ, образования, спорта.

И это удалось во многом благодаря конструктивной слаженной работе Правительства, четкому взаимодействию исполнительной и законодательной ветвей власти.

В целом стратегическая линия развития региона определена.

В экономике мы делаем ставку на качество, конкурентоспособность и эффективность производства, энергосбережение, привлечение инвестиций. Мы должны создать такие условия, чтобы бизнесу было интересно работать в Рязанской области, развиваться, наращивать объемы, создавать новые рабочие места, повышать зарплаты работникам. Мы уже создаем такие условия (снижение административных барьеров, система льгот и преференций) и ждем в свою очередь от бизнеса отказа от попыток управлять властью«под ковром» и получать привилегии от близости к тем или иным институтам власти. Также ждем от бизнеса социальной ответственности.

В социальной сфере сегодня самое актуальное – это повышение эффективности использования бюджетных средств за счет структурных преобразований. Это отражается в проекте бюджета на 2010 год. Бюджет напряженный, но в абсолютных показателях объемов финансирования его статей можно говорить о том, что в сравнении с 2009 годом социальная направленность бюджета стала еще более выражена. В этих направлениях мы работали и будем работать в последующие годы.

Главное сегодня – эффективное расходование средств, направленность на конечный результат, и увеличение доходной части как областного бюджета, так и бюджетов каждого муниципального образования. Мы должны оптимизировать расходы, исключить необоснованные необходимостью и здравым смыслом, неэффективные затраты, которых у Рязанского региона за 2008 год – 4,5 млрд. рублей. По этому показателю область находится в последней десятке субъектов РФ, но по динамике позитивных изменений по тому же показателю – уже в первой.

В целом мы должны добиться роста валового регионального продукта (ВРП) с 144 млрд. руб. в 2009 году до 278 млрд. руб. в 2015 году, то есть увеличить на 93% по сравнению с уровнем 2009 года.

Финансово-экономический кризис больше всего отразился на промышленном производстве региона. Промышленность – это основа основ преуспевания любого региона, да и страны в целом, поэтому развитие этого комплекса очень важно для нас. В настоящее время доля промышленного комплекса в общем объеме валового регионального продукта – чуть более 30%, это мало для такого региона, как Рязанская область. Столь серьезное внимание развитию промышленности необходимо, так как все-таки именно этот комплекс является основным налогоплательщиком в бюджеты всех уровней. Считаю, что за 5 лет мы должны выйти на уровень – 40-45% ВРП, не снижая при этом темпов роста в других отраслях.

Следует отметить, что к концу 2009 г. спад промышленного производства практически остановлен. Рост зафиксирован в обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых и производстве электроэнергии, газа и тепла. Мы прогнозируем, что по такому показателю как индекс промышленного производства в 2010 году рост должен составить не менее 5%, а к концу 2015 года, наращивая темпы роста, надо выйти до уровня 8-9% годовых.

Перспективным считаю укрепление традиционных для региона отраслей – нефтепереработки, оборонки, электроники, энергетики и интенсивное развитие промышленности строительных материалов, также традиционной для области, в том числе развитие цементной отрасли на базе собственного сырья. Пронское месторождение вполне может обеспечить потребности региона в таком сырье, как по количеству, так и по качеству, и стать основой цементного кластера, как сейчас модно говорить.

И, безусловно, лесная отрасль. В этом направлении мы должны навести больше порядка и добиться глубокой переработки леса на территории области. И мы будем поддерживать в первую очередь те лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия, которые намерены именно так работать, внедряя новые технологии переработки, используя современное оборудование. В этом году, впервые за много лет, мы добились того, что отрасль начала работать «в ноль», то есть стала безубыточной. В 2009 году ожидается, что мы получим около 50 млн. рублей прибыли. Конечно, этого недостаточно и надо двигаться дальше. К 2015 году за счет эффективного использования лесов мы должны увеличить доходы в бюджеты всех уровней до 250-260 млн. рублей. Объем инвестиций, вложенных в развитие лесной отрасли к тому времени составит 906,5 млн. рублей.

С учетом качества рязанской древесины мы вполне можем производить в области клееный брус, паркетную доску, половую рейку, мебельные заготовки, фанеру, другие виды продукции. Тем самым мы сможем обеспечивать население и предприятия более дешевыми стройматериалами и продавать эту продукцию за пределы области.

Развивая предприятия лесопереработки и осваивая расчетную лесосеку, мы должны пополнять лесной фонд за счет посадки новых деревьев. Стоит заметить, в настоящее время мы сажаем больше, чем вырубаем – на 200 га. И это немаловажно. К 2015 году площадь под новыми лесами увеличится до 3664 га, то есть новый лесной фонд станет на 1,5 тыс. га больше, чем он составляет сейчас.

Пожалуй, самым перспективным направлением должно стать развитие инновационных и энергоемких производств, и соответственно, привлечение инвестиций в эти сферы. Наши возможности позволяют добиться в перспективе неплохих результатов, если учесть, что область имеет большие резервы по электроэнергии, газу, воде. К примеру, только Рязанская ГРЭС загружена всего лишь на 50-60% мощности. Все это позволит вновь созданным предприятиям работать на более дешевых энергоресурсах. Мы уже сделали ряд шагов в этом направлении.

Сегодня мы создаем два крупных промышленных округа: один индустриальный, для размещения энергоемких производств (в районе г. Новомичуринска), в непосредственной близости от Рязанской ГРЭС, второй – инновационный (в районе п. Варские) в экологически чистой зоне, для размещения так называемых «чистых» предприятий, работающих на базе высоких технологий.

Инновационные производства, современные, высокотехнологичные – это залог успешной экономики. Поэтому особое внимание и уделяется развитию высоких технологий. Инновационный промышленный округ должен сыграть в этом большую роль.

Должна вестись работа и по созданию новых производств, и по модернизации уже существующих предприятий. Обновление необходимо всей производственной сфере региональной экономики. Мы должны выходить на качественно новый технологический уровень, использовать современные, передовые технологии, чтобы производить конкурентоспособную продукцию. Это, в свою очередь, заметно улучшит качество жизни, так как влечет за собой повышение производительности труда, а значит рост заработной платы людей, занятых в экономике. Одно из стратегических направлений моей деятельности – повышение зарплаты работающих.

Мы должны и будем приветствовать создание производств на базе машиностроительных предприятий совместно с западными компаниями, если они будут внедрять новые технологии и использовать современное оборудование.

Рязань в состоянии освоить самые новейшие технологии и крупные инновационные проекты. Одной из задач считаю дальнейшее развитие прикладной науки, а также наукоемких технологий, в том числе радиоэлектроники. Основа для их развития – мощная научно-производственная база и развитая сеть учебных заведений, которые в полной мере способны обеспечить производство высококвалифицированными кадрами. Никуда не годится, что средний возраст специалистов предприятий Рязанской области превышает 50 лет. Если ничего не предпринимать, то возникает риск нарушить профессиональную преемственность, что неизбежно приводит к деградации научно-технической сферы в целом.

Рязанская область – это и целый комплекс оборонных предприятий, которые составляют значительную долю промышленности региона. Они обладают огромным потенциалом, который позволяет разрабатывать и производить современную высокотехнологичную продукцию, ничуть не уступающую, а по многим параметрам превосходящую зарубежные аналоги. Развитие этих предприятий очень важно для экономики региона.

В 2008 и 2009 годах были проблемы в оборонном комплексе, но большинство предприятий продолжали стабильно работать. В 2010 году мы рассчитываем на рост валовой продукции в «оборонке» не менее 10%. Оборонный комплекс – один из основных налогоплательщиков в регионе, и я лично, и Правительство области уделяем и будем уделять особое внимание его развитию, оказывая всестороннюю поддержку и при получении госзаказов, и в развитии социальной сферы, и в продвижении продукции рязанских предприятий на рынки, в том числе зарубежные.

Для нас оборонка – плоть от плоти рязанской экономики. Это то, что мы не имеем права потерять.

В целом до 2015 года с учетом особенностей Рязанского региона можно выделить направления, наиболее перспективные, по которым имеются кадровые, технологические и производственные заделы:

  • электроника и радиотехника;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • альтернативные источники энергии;
  • медицинское оборудование и диагностические технологии;
  • лекарства и медикаменты;
  • переработка сельскохозяйственного сырья.

Особое значение в современных условиях приобретает развитие малого и среднего бизнеса. Для Рязанской области этот сектор имеет важное значение, поскольку малый бизнес как никакой другой способен быстро реагировать на потребности рынка во всех сферах экономики – от промышленного производства и сельского хозяйства до сферы услуг и торговли, обеспечить самозанятость граждан.

Результатом стимулирования этой сферы в регионе является рост числа малых и средних предприятий. По их количеству Рязанская область сегодня на 4 месте в ЦФО и на лидирующих позициях в целом по России. Сегодня в Рязанской области около 9 тысяч малых предприятий. К 2015 году, благодаря мерам поддержки, принимаемым в регионе, количество малых предприятий должно увеличиться до 11 тыс. (рост на 41%), численность работающих в малом бизнесе – до 120,8 тыс. человек (рост 45%), а это почти четверть (24%) от общего числа занятых в экономике.

В 2009 году расходы на программу поддержки малого бизнеса увеличены в 9 раз по сравнению с предыдущим годом. Это позволило создать гарантийный фонд в размере 256 млн. рублей.

Приняты решения, позволяющие малым предприятиям на льготных условиях арендовать и выкупать имущество, находящееся в государственной собственности. Утвержден закон о снижении налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения с 15 до 10 процентов.

Все это и многое другое преследует одну цель – создать условия, гарантирующие комфортную атмосферу для наиболее интенсивного развития малого бизнеса в регионе. Для ее достижения есть несколько основных направлений, которые мы должны реализовать. Это:

  • устранение административных барьеров для ведения бизнеса. Нужно сделать так, чтобы федеральные, региональные и муниципальные чиновники не мешали, а помогали предпринимателям, а сотрудники правоохранительных органов не подменяли борьбу с преступностью бесконечными проверками;
  • финансовая и имущественная поддержка предприятий. Мы ставим задачу более активно привлекать малый и средний бизнес к выполнению государственного и муниципального заказа;
  • необходимо оказывать поддержку, в том числе организационного характера, при кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса;
  • надо исключить ограничения на доступ малых предприятий на локальные рынки. Более того, оказывать всяческое содействие прямому выходу производителей к потребителям, в том числе через ярмарки выходного дня, через организацию торговли в микрорайонах, кооперацию и т.п.

Малый бизнес не должен концентрироваться только в торговле. И я рад, что в регионе в этом отношении ситуация меняется. Малый бизнес нужен в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере туризма, в сфере услуг. И сегодня создаются новые предприятия в таких приоритетных направлениях, как производство, строительство, инновации, здравоохранение, ЖКХ, бытовые услуги, ремесла и народные промыслы.

Одна из важнейших задач в развитии малого бизнеса – продвижение продукции рязанских товаропроизводителей на региональный и внешние рынки. Подписаны соглашения о взаимном сотрудничестве с 9 региональными и 6 федеральными торговыми сетями, а также с Рязоблпотребсоюзом. Благодаря этому, удельный вес продукции рязанских товаропроизводителей в этих сетях увеличился с 15 до 30%. Выделено 256 земельных участков для организации фирменных магазинов, стационарной мелкорозничной торговли, выдано 173 разрешения на торговлю молоком с автоцистерн, автолавок и тонаров. Будем эту работу продолжать. Это выгодно и продавцам, и покупателям.

Мы должны расширить возможности сельхозтоваропроизводителей и граждан, занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, для реализации своей продукции на рынках, где уже сейчас им предоставляются до 20% имеющихся торговых мест.

Надо усилить стимулы для массового прихода малого бизнеса в отрасли, прямо связанные с экономикой и с продвижением новых технологических идей, увеличить долю малого и среднего предпринимательства, занятого в сфере производства, строительства и инноваций.

К концу 2015 года оборот розничной торговли возрастет в 1,4 раза, при этом уровень обеспеченности населения торговыми площадями составит не менее 500 кв. метров на 1000 человек. Одновременно должна быть сокращена диспропорция в обеспеченности торговыми площадями сельского и городского населения.

Хочу еще раз подчеркнуть, что развитие промышленности, сельского хозяйства, малого бизнеса должно сопровождаться ростом производительности труда, повышением качества и конкурентоспособности товаров и услуг, в противном случае мы просто остановимся из-за нехватки рабочих рук.

Сегодня Рязанская область нуждается в крупных инвестициях. И они в регион идут. В региональное Правительство, даже несмотря на кризис, поступает довольно много предложений от крупных отечественных и зарубежных холдингов, готовых разместить у нас свои производства. На территории области уже реализуется более 20 крупных инвестиционных проектов,в том числе с участием зарубежных компаний. В прошлом году в экономику Рязанской области поступило более 54 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, в том числе 9 млрд. рублей иностранных инвестиций, и это в основном за счет крупных инвесторов в промышленной сфере.

В качестве примера успешной реализации инвестиционных проектов с участием зарубежных инвесторов можно еще раз привести запуск завода по производству флоат-стекла «Гардиан Стекло Рязань». Это успешный российский проект американской корпорации «Guardian Industries Corporation» - одного из ведущих мировых производителей листового стекла и специализированной стекольной продукции. Общий объем инвестиций составил 180 млн. евро, для рязанцев создано более 300 рабочих мест. Построенный завод – крупнейший в Европе, и способен производить в год 25 млн. кв. м. стекла.

В конце 2008 года завод приступил к выпуску продукции и в июле 2009 года, несмотря на финансово-экономический кризис, вышел на проектную мощность. Сейчас корпорация планирует дальнейшее увеличение производства. Рассматривая «Гардиан» как стратегического инвестора, Правительство Рязанской области оказало заводу серьезную поддержку: освобождение от налога на имущество, снижение ставки по налогу на прибыль, субсидии областного бюджета на срок окупаемости.

Работа такого крупного предприятия дает хорошую возможность развитию малых производств, которые могут производить упаковку для производимого стекла, оказывать транспортно-логистические услуги, обеспечивать потребности завода стеклобоем. Такие сопутствующие услуги будут востребованы, кроме того, это дополнительные рабочие места.

Созданная в регионе современная инвестиционная законодательная база, современные механизмы работы с инвесторами позволяют реализовывать любые, даже самые масштабные проекты.

Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области», принятый в конце 2008 года, направлен на создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов и устанавливает выгодные условия дополнительно к федеральным гарантиям инвестиционной деятельности.

Предприятиям, реализующим инвестиционный проект на сумму свыше 500 млн. рублей (это примерно 15 млн. евро), предусматривается практически полное освобождение по уплате налога на имущество, уменьшение налога на прибыль на 4 процентных пункта, а также возможности возврата вложенных инвесторами средств и другие преференции на срок окупаемости. Предусмотрено формирование гарантийного фонда Рязанской области.

Для максимального снижения административных барьеров, упрощения процедур согласований на всех этапах реализации инвестиционного проекта в регионе создана ОАО «Корпорация развития Рязанской области». Она будет сопровождать инвестора на каждом из этапов реализации проекта, оказывая содействие в решении возникающих вопросов.

Как единый оператор инвестпроцесса, Корпорация предоставит весь комплекс инженерно-технических услуг. Это позволит существенно снизить издержки, ускоряя процесс реализации инвестиционных проектов. Таким образом, Корпорация, с одной стороны, позволяет сочетать в себе надежность и стабильность государственных финансовых механизмов, с другой - гибкость в принятии решений, разнообразие механизмов привлечения денежных средств, присущих частным структурам.

В области создан комфортный финансовый климат. На территории региона зарегистрированы филиалы или представительства всех крупнейших банков России, а также зарубежных банков. Это и «Сити-банк», и «Райфайзен» банк, и другие банки с иностранным участием.

Главное, чего мы добиваемся, это создание хорошо отлаженного и прозрачного механизма по привлечению и реализации поступающих в область инвестиций. Решение этой задачи возможно при выстраивании единого механизма взаимодействия с органами местного самоуправления. И мы его должны воплотить в жизнь. Мы должны модифицировать наше региональное законодательство в соответствии с общемировыми тенденциями и стремиться учесть как пожелания инвесторов, так и (это главное!) интересы рязанского общества. Мы рассчитываем, что все проекты, начатые на территории региона (я имею в виду и цементные заводы, и перерабатывающие сельхозпродукцию предприятия, и производства в сфере фармацевтики, в лесной отрасли, в туризме и многие другие), в 2010 году, на выходе из кризиса, будут реализовываться максимально активно.

Рязанская область готова к реализации ряда инвестиционных проектов на основе частно-государственного партнерства в важнейших отраслях экономики. Например, разработана и реализуется Концепция привлечения инвестиций в коммунальный комплекс Рязанской области, в рамках которой осуществляется работа по привлечению частного инвестора в сферу ЖКХ,в том числе на рынок энергосберегающих технологий. И эта концепция должна быть реализована в обязательном порядке, так как состояние ЖКХ вызывает у меня наибольшую тревогу и с точки зрения количества и качества услуг, и с точки зрения затратности. Задача – добиться качественных и относительно дешевых услуг ЖКХ для жителей Рязанской области.

Потребность в инвестиционных средствах на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства составляет более 25 млн. евро. А ежегодный оборот финансовых средств в отрасли – около 200 млн. евро.

Правительством области должна быть разработана система, когда муниципальные образования будут обязаны создавать благоприятные условия для прихода инвестиций и таким образом конкурировать между собой. Уже сейчас инвесторов ожидают около 50 площадок в различных муниципальных образованиях Рязанской области. Земельные участки должны быть обеспечены за счет бюджета инженерной инфраструктурой и коммуникациями. Мы предполагаем также создание не менее 4-х зон ускоренного развития экономики.

Предприниматели должны иметь выбор, где им удобнее и выгоднее создать свое предприятие с учетом всех имеющихся условий, коммуникаций и транспортных возможностей районов. В дальнейшем такая работа позволит увеличить собственные доходы муниципальных образований, будет способствовать развитию территорий.

В целом объем вложенных инвестиций должен возрасти с 50 млрд. руб. в 2010 году до 153 млрд. руб. в 2015 году или в 2,9 раза в сопоставимых ценах.

Если учитывать сегодняшнюю кризисную ситуацию, когда многие отрасли оказались в провале, еще раз подчеркну, что аграрный сектор региона выглядит очень даже достойно. Валовой сбор зерна составил 1 млн. 650 тыс. тонн, то есть регион повторил рекордные за последние 15 лет цифры прошлого года. По урожайности зерновых– 32,0 ц/га – область занимает 3-е место в ЦФО. Это притом, что земли у нас не самые плодородные, и погодные условия в этом году были достаточно сложные.

По урожайности картофеля - 240 центнеров с гектара - мы 4-е в ЦФО. Ожидается получить не менее 365 тысяч тонн сахарной свеклы, средняя урожайность составит 385 ц/га. По этому показателю мы – лидеры округа.

В животноводстве за счет интенсификации производства на сегодняшний день удалось прибавить более 400 кг надоя на каждую фуражную корову. Производство яиц возросло на 36,7%.

Нам необходимо еще более интенсивное развитие агробизнеса. Я эту отрасль считаю важнейшей, поскольку агропромышленный комплекс определяет уклад жизни, экономическое и социальное положение более 30% населения области. Наша задача - создать конкурентоспособное сельское хозяйство с высокой производительностью труда и, соответственно, резким ростом заработной платы, что позволит существенно повысить уровень жизни селян.

Считаю, что нам необходима новая стратегия в этой отрасли, идея которой в диверсификации производства АПК, повышении рентабельности, увеличении эффективности работы. Нам больше нет смысла наращивать посевные площади под зерновыми культурами, так как мы уже испытываем трудности со сбытом, а, следовательно, необходимо идти по пути повышения урожайности, постоянно улучшая качество продукции. Я нацеливаю Правительство Рязанской области, работников АПК на увеличение в севообороте проса, гречихи, гороха, рапса, сурепицы, сои, подсолнечника, картофеля, овощей и других культур, пользующихся на рынке повышенным спросом.

Мы научились выращивать хорошие урожаи – это только полдела. Собранный урожай надо еще научиться эффективно переработать и реализовать с прибылью. Решить эту проблему можно только за счет оборудования современных хранилищ, строительства новых и реконструкции уже имеющихся перерабатывающих предприятий. Это позволит нашим товаропроизводителям более свободно чувствовать себя на рынке и меньше зависеть от его колебаний. Такую цель мы ставим сегодня перед руководителями сельхозпредприятий, и многие уже приступили к реализации перспективных проектов. В частности, не так давно ОАО «Рязаньзернопродукт» заключило соглашение со швейцарской фирмой «Бюлер АГ» о строительстве новой мельницы мощностью 1200 тонн зерна пшеницы в сутки. Это позволит увеличить объем переработки производимого в регионе зерна на 500 тысяч тонн в год.

Создание в регионе вертикально интегрированных крупных холдингов позволит использовать зерно, как продовольственное, так и фуражное, с максимальной выгодой. В области уже есть примеры сельхозпредприятий, работающих по этому принципу. Примером может служить свинокомплекс ООО «Вердазернопродукт».

В области хорошие условия для выращивания свеклы, отработаны технологии ее выращивания, позволяющие получать с гектара 400 и более центнеров, а по отдельным хозяйствам – свыше 600. Но мы не можем наращивать объемы производства, поскольку нет возможностей для переработки. Единственный в области Сотницынский сахарный завод способен переработать лишь малую часть выращенной свеклы, остальное отправляем в другие регионы.

Годами этот вопрос не решался. В этом году нам удалось сдвинуть дело с мертвой точки – войти в федеральную программу «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010-2012 годы». Предусмотрено строительство сахарного завода в Рязанской области, а также реконструкция действующего завода. Мощность переработки нового предприятия составит 6 тыс. тонн корнеплодов в сутки, а впоследствии возрастет до 9 тыс. тонн.

Подобная ситуация - с хранением и переработкой картофеля. Традиционно в нашей области картофель дает высокие урожаи, и этот фактор нельзя не использовать. По моему поручению разработана областная целевая программа «Картофель на 2009-2012 годы», которая дала определенный импульс развитию картофелеводства. В программу вошло 31 хозяйство. Она позволит рязанским производителям решить основные проблемы производства и реализации «второго хлеба». Нам предстоит на научной основе, используя современные технологии и элитные семена, увеличить производство картофеля. К 2012 году необходимо выйти на 153 тыс. тонн, в том числе 98 тыс. тонн продовольственного картофеля. Необходимо также создать дополнительную сеть картофеле- и овощехранилищ с общим объемом хранения 73 тысячи тонн, где крестьяне могли бы хранить картофель своего производства и продавать его в то время, когда цена будет самой высокой – в декабре-марте, а не по осени, как это происходит сегодня.

Необходимо также работать и над вопросами переработки картофеля. В Милославском районе уже строится пищевой комбинат, оборудованный хранилищами мощностью 76 тыс. тонн, который будет производить на первом этапе 3,8 тонн картофельных хлопьев в сутки с последующим увеличением до 7 тонн. Будет создано более 220 новых рабочих мест.

Осуществляется строительство ряда мега-ферм, которые будут работать с использованием современных технологий в животноводстве. Минсельхозу поручено разработать региональную программу развития мясного и уточнить программу молочного скотоводства. Считаю, что темпы прироста производства должны быть выше. К 2012 году мы должны на 20 процентов увеличить производство молока и выйти на надои в 5000 килограммов молока в год от одной фуражной коровы. Это будет достигнуто за счет внедрения современных технологий содержания скота, интенсификации и снижения издержек производства.

Меня, как Губернатора, не может не радовать, что в аграрный сектор приходят серьезные инвесторы. В области появляются предприятия, которые ставят производство мяса, можно сказать, на промышленную основу. Создаются современные, экологичные комплексы с замкнутым циклом, дающие на выходе высококачественный продукт.

Такие холдинги, как «Молочный продукт», «Борисовский», «АНП – Скопинская Нива», «Агрохолдинг Михайловский», торгово-промышленная группа «Кунцево», наши птицефабрики составляют основу АПК региона. А дополняют их малые и средние предприятия, личные крестьянские и фермерские хозяйства, которые для нас не менее важны и которые мы будем поддерживать. А таких у нас более 2 тысяч. В этих условиях особенно важно обеспечить для них доступ к заемным средствам, равные права на помощь из бюджета, нужна также помощь в сбыте продукции. Мы будем и дальше осуществлять комплексную поддержку в отношении малых, средних, крестьянских и фермерских хозяйств.

Сегодня ясно, что развивать сельское хозяйство без кредитов невозможно. Я активно работаю над тем, чтобы у рязанских аграриев не было проблем с привлечением заемных средств, общая сумма которых в этом году превысила 7,5 млрд. рублей – это наивысшая сумма за последние 10 лет в АПК Рязанской области. Благодаря кредитам Россельхозбанка и Сбербанка селяне смогли получить в этом году столько средств, сколько им было нужно. И что немаловажно - под долгосрочные, перспективные проекты, направленные на развитие отрасли.

Качество жизни селян не должно разниться с условиями жизни горожан. Это один из наших приоритетов. Люди должны получать хорошую заработную плату, иметь нормальные цивилизованные условия для того, чтобы трудиться, воспитывать детей, получать медицинскую помощь, иметь возможность организовать свой досуг. Сегодня, конечно, уровень оплаты труда работников сельского хозяйства несправедливо низкий. И Правительству области, главам городов и районов надо максимально активно работать над повышением зарплаты работников рязанского агропрома, которая в настоящее время составляет в среднем 9830 рублей. В ближайшие пять лет мы должны увеличить зарплату как минимум в 2 раза.

В Рязанской области жилищное строительство ведется в основном в областном центре. Правительству региона, главам муниципальных образований предстоит приложить усилия для того, чтобы жилье строилось и в районах. Для нашего региона, в котором треть населения проживает в сельской местности, малоэтажное строительство наиболее целесообразно. При этом будем стремиться к снижению себестоимости строительства за счет применения местных стройматериалов и современных технологий. Правительству и главам муниципальных образований необходимо построить работу таким образом, чтобы за счет бюджетов всех уровней снабжать отведенные площадки коммуникациями.

Под комплексную жилищную застройку в области определено 73 земельных участка, из них 53 – под малоэтажное строительство. За последние полтора года из федерального и областного бюджетов направлено свыше 438 млн. рублей на создание инфраструктуры новых жилых микрорайонов.

Новый построенный поселок в Касимовском районе, в с. Торбаево (20 домов) может служить примером того, как должна вестись жилищная застройка в сельской местности. Он построен в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы.

Здесь в первую очередь были сооружены объекты инженерной инфраструктуры – сети электро- и газоснабжения, автодорога с твердым покрытием и тротуары, водопровод и водозаборный узел. Проведено благоустройство территории. На эти работы из бюджета было направлено более 25 млн. рублей. Около полутора миллионов выделено застройщиком. А непосредственно в строительство домов вкладывали средства и сами жители.

Сегодня мы активно работаем по программам переселения из ветхого и аварийного жилья. У нас налажен хороший контакт с федеральными органами власти, профильными министерствами и ведомствами, что позволило нам войти в федеральные программы и приступить к самой активной их реализации на территории региона.

С Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Рязанская область работает чуть больше года, но за такой небольшой период времени удалось немало сделать как по капитальному ремонту многоквартирных домов, так и переселению граждан из аварийного жилого фонда.

Правительством области и органами местного самоуправления была проделана большая работа и оперативно выполнены все условия получения средств Фонда. Реализация программы с участием средств Фонда осуществляется в 50 муниципальных образованиях области (это почти все районы) и во всех 4-х городских округах, а начинали в 2008 году всего с четырех муниципальных образований.

Нашему региону выделен практически весь предусмотренный на два года лимит – 2 млрд. 391 млн. рублей. Это значительная сумма. Конечно, были определенные опасения по поводу своевременного и качественного освоения этих средств, поскольку ничего подобного в регионе раньше не делалось, и степень ответственности за эту работу лично для меня была крайне высока.

Но мы рискнули и не ошиблись. Выделенные средства позволят до конца года улучшить свои жилищные условия более 81 тысяче жителей области. Будут снесены более 200 аварийных жилых домов, отремонтировано 1056 многоквартирных домов, подлежащего капремонту. Для Рязанской области этот факт небывалый. Я благодарен гражданам за то, что они поверили мне и приняли активное участие в этой программе.

На этом мы останавливаться не намерены и, несмотря на напряженный бюджет, будем продолжать работу. Уже объявлено на федеральном уровне, что программы по улучшению жилищных условий граждан с участием средств Фонда продолжатся до 2012 года. Министерству ТЭК и ЖКХ, Минстрою, главам муниципальных образований необходимо выполнить все обязательства перед Фондом четко и в срок для того, чтобы Рязанская область получила очередной транш на 2010 год для продолжения этой крайне важной для жителей региона, всего рязанского общества работы. Чтобы удержать набранные темпы, мы планируем утвердить региональную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств областного и местных бюджетов.

В среднесрочной перспективе полагаю, что строительная отрасль будет развиваться достаточно активно – спрос на жилье есть и в областном центре, и в районах. Мы имеем собственное производство строительных материалов, мощные строительные организации. Строить надо много и качественно. С учетом того, что Правительство РФ намерено уделять самое пристальное внимание и оказывать поддержку в обеспечении граждан недорогим жильем.

Мы готовы предоставить Министерству обороны РФ для покупки 7 тысяч квартир для военнослужащих. Наши возможности позволяют строить целые микрорайоны под жилье для военных. В 2009 году по всем направлениям военным будет предоставлено 472 квартиры. Для нас это крайне важно, так как жилье приобретается в том числе и для военнослужащих Рязанского гарнизона.

Мы должны стремиться к тому, чтобы в Рязанской области работающий человек мог решить свою жилищную проблему при соответствующей поддержке государства. Люди при желании должны иметь возможность беспрепятственно получить земельный участок, построить дом, причем провести согласительные процедуры без излишнего бюрократизма. Земельные участки должны быть с уже готовой инфраструктурой.

Предстоит также работать над оживлением и активизацией ипотеки. О необходимости снижения процентных ставок по ипотечным кредитам до 10-11% уже объявлено председателем Правительства РФ В.В. Путиным. Рязанская область должна быть готова принять самое активное участие в этих программах.

Сейчас экономика переживает не самые лучшие времена. Однако и в кризис у строительного комплекса Рязанского региона есть все возможности реализовать свой большой потенциал, достойно выполнить все поставленные задачи, проявить все самые лучшие качества.

Начиная с 2011 года, мы должны обеспечить ежегодные темпы роста ввода жилья на уровне не менее чем 5%. За пять лет мы должны построить более 2,5 млн. кв.м жилья. Такую задачу я ставлю перед строительным комплексом Рязанской области.

Что касается строительства объектов социальной сферы, то к 2015 году планируется ввести в эксплуатацию более 70 объектов здравоохранения, образования, культуры, спортивных сооружений. Среди них – Перинатальный центр в Рязани, 4 физкультурно-оздоровительных комплекса в муниципальных образованиях, 12 новых школ и детских садов, филиал Президентской библиотеки, комплекс психбольницы на 400 коек в поселке Выша Шацкого района.

Для этого необходимо продолжить работу по модернизации и техническому перевооружению действующих предприятий по выпуску основных видов строительных материалов и изделий, а также построить 3 цементных завода с общей мощностью 7 млн. т цемента в год; 5 кирпичных заводов годовой мощностью 172 млн. шт. условных кирпичей; гипсовый комбинат; завод по производству санитарно-технической продукции.

Развитие строительной отрасли и спрос на жилье впрямую зависят от уровня доходов граждан. Мы должны и будем неуклонно работать над повышением заработной платы в регионе. Это важнейшая задача, так как рост заработной платы влечет за собой рост покупательной способности. А это, в свою очередь, неизбежно оживит спрос на потребительском рынке и рынке жилья, и строительную отрасль в целом, а соответственно, будет благотворно влиять на дальнейшее развитие экономики за счет мультипликативного эффекта.

Сегодня средняя заработная плата составляет около 13600 рублей. Мы должны добиться роста зарплаты к 2015 году как минимум в 2 раза за счет модернизации экономики и структурных изменений социальной сферы, оптимизации расходов. В частности, в здравоохранении и образовании – на первом этапе за счет перехода на новые формы оплаты труда, введение одноканального финансирования, снижения неэффективных расходов. На втором этапе увеличению доходов способствовать будут уже стимулирующие выплаты за счет роста бюджета. В экономике сама модернизация производства будет способствовать росту производительности труда, что влечет за собой рост заработной платы.

Крайне важным для себя считаю улучшение ситуации дорожной отрасли. Без дорог не вижу развития ни в экономике, ни в социальной сфере. Это подтверждается и тем, что в каждом третьем обращении граждан в мой адрес – недовольство качеством дорог.

Практически вся сеть автодорог в регионе требует ремонта, а более 50% – капитального. Свыше 700 населенных пунктов не имеют подъездных автодорог, соответственно около 16 тыс. человек в период весенней и осенней распутиц не имеют транспортного сообщения.

Десятилетиями дороги приходили в запустение, годами не проводился даже ямочный ремонт. Я лично проехал по многим дорогам области. Впечатление удручающее.

Дорожное хозяйство большое и хлопотное, и его нужно приводить в порядок, комплексно решать эту застарелую для области проблему, которая не лучшим образом сказывается на показателях аварийности, не позволяет в целом обеспечить растущие потребности региона.

По существующим нормативам только на содержание и ремонт автодорог дорожному хозяйству требуется свыше 16 млрд. рублей. Столько составляет собственная доходная база областного бюджета. Поэтому реально мы пока можем выделять на дорожное хозяйство около 1 млрд. рублей. Конечно, этого крайне недостаточно. И мы принимаем все меры по привлечению дополнительных средств из федерального бюджета на воссоздание дорожной инфраструктуры в регионе.

Министерство транспорта и автодорог региона было специально выделено в отдельное ведомство, чтобы более эффективно и целенаправленно работать по выводу дорожного хозяйства области из критического состояния.

Мы по максимуму сосредоточили силы на тех объектах дорожного строительства, которые социально значимы для региона, параллельно работаем над созданием стратегии развития дорожной сети региона, ведем постоянную работу с Министерством транспорта Российской Федерации по выделению дополнительных средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.

Эффективное расходование денежных средств, создание условий для обновления дорожной техники, широкое использование современных технологий, снижение издержек – вот те важные аспекты, которые должны быть приоритетом в работе.

Мы должны укрепить материально-техническую базу предприятий дорожного хозяйства, оптимизировать существующую сеть. А это 70 дорожных организаций, где работают более 7 тыс. человек. Внутренние резервы и ресурсы для этого есть. Реорганизация дает возможность привлекать дополнительные внебюджетные инвестиции в строительство, ремонт дорог. Мы должны привлекать только те организации, которые могут делать дороги качественно. Этим организациям будем оказывать содействие в закупке новой техники, в получении техники по лизингу, в решении других вопросов. Основной подрядчик по дорожному строительству, ГУП «Рязаньавтодор», в 2009 году уже преобразован в открытое акционерное общество, полный пакет акций которого принадлежит Правительству Рязанской области.

В следующем году нам необходимо серьезно усилить работу по приведению в нормативное состояние существующей сети. Кроме строительства таких крупных проектов, как Северный обвод вокруг Рязани, реконструкции Южного обвода и федеральных трасс М-5 и М-6, необходимо вплотную заняться ремонтом городских улиц, дворовых территорий и подъездных путей к ним. Мы должны сделать все для того, чтобы людям жилось удобно и комфортно в своих микрорайонах.

В областном центре городские власти должны реорганизовать транспортные потоки так, чтобы снизить нагрузку на центральную часть города. Я готов им в этом помогать. Особое внимание, которое я уделяю и буду уделять, это качество. Современная городская дорога должна быть полностью обустроена, нужны тротуары, разметка, бордюры, словом, чтобы было удобно для движения и автомобилей, и пешеходов, и радовало глаз. Региональные и муниципальные дороги должны отвечать всем требованиям безопасности дорожного движения.

Кроме того, в этом году начала работать программа обустройства дворовых и придомовых территорий. Несмотря на кризис, я дал поручение выделить из областного бюджета 30 млн. рублей для города Рязани, и по 5 млн. – крупным городам региона – Касимову, Сасову, Новомичуринску и Скопину. На перечисленные деньги в этом году благоустроено более 220 дворовых территорий в этих городах. Конечно, за один сезон все в порядок привести невозможно. Но работа эта только начинается, и мы обязательно ее продолжим и будем усиливать.

До 2015 года в рамках реализации региональной целевой программы «Дорожное хозяйство Рязанской области на 2010-2015 годы» планируется привести в нормативное состояние практически все областные автодороги. Обеспечить дорогами с твердым покрытием и подъездными путями ряд населенных пунктов. Должно быть завершено строительство обвода вокруг Сасова и построен обвод вокруг Скопина. Здесь главное - эффективное расходование средств и поиск внебюджетных источников, что позволит нам сделать то, что запланировано. И этим должны заниматься как Министерство транспорта и автомобильных дорог области, так и главы городов и районов.

Необходимо решить вопрос с передачей в федеральную собственность части региональных автодорог, таких как дорога Сасово-Касимов, по которой идет огромное количество транзитного транспорта. Эти дороги мы не в состоянии, да и не должны содержать только за счет регионального бюджета. Все населенные пункты, через которые проходят федеральные и региональные трассы, должны быть освещены.

В реорганизации и поддержке нуждается и транспортная система области. Благодаря Соглашению с Минрегионом РФ у нас появилась возможность обновить автопарк предприятий. В рамках Соглашения до конца этого года 147 единиц новой техники получат предприятия транспортного обслуживания населения, учреждения здравоохранения, подразделения милиции, коммунальные службы на общую сумму 240 млн. рублей. Мы продолжаем областную программу обеспечения автобусами сельских школ. В 2009 году шесть автобусов направлено в районы, еще четыре – для школ Рязани.

Обновление автотранспорта крайне необходимо: от качества транспорта во многом зависит и безопасность людей, и четкая работа пассажирских предприятий, коммунальных служб, скорой помощи. Особое внимание необходимо обратить на обновление и укрепление автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, как на внутрирегиональных, так и межмуниципальных маршрутах.

Необходимо в среднесрочный период:

  • внедрить на основе современных инновационных технологий более совершенные системы управления движения транспортных средств,
  • обеспечить внедрение и развитие системы диспетчерского контроля и управления движения пассажирского транспорта с использованием навигационной системы ГЛОНАСС;
  • открыть дополнительно не менее 32 городских, 20 пригородных и 7 междугородных маршрутов;
  • повысить коэффициент использования парка подвижного состава до 0,74;
  • сократить в 1,5-2 раза интервалы движения муниципальных автобусов и троллейбусов в г. Рязани.
  • К 2015 году мы должны обновить практически весь парк автобусов и троллейбусов.

Все эти мероприятия позволят повысить качество транспортной инфраструктуры, а, следовательно, и снизить количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах Рязанской области.

Мы должны создать мощную транспортно-логистическую систему, без которой реализовать нашу стратегию в экономике будет гораздо сложнее. Здесь предстоит колоссальная работа. Начинать надо с нуля, учитывая то, что этим вопросом в регионе длительное время не занимались. Но у нас есть и определенные конкурентные преимущества перед другими субъектами РФ: через нашу область проходят две федеральные автодороги, мы имеем развитую железнодорожную сеть.

Задача Правительства области на перспективу – развитие гражданской авиации в регионе. Есть возможность создания на базе существующих аэродромов перевалочные аэропорты (хабы) для транспортировки грузов авиацией, не исключая и перевозку пассажиров.

В течение двух лет (2008-2009 гг.) мы активно занимались газификацией населенных пунктов, причем мы были вынуждены ликвидировать отставание прошлых лет по подключениям. Люди собрали средства, сделали проекты, но долгое время не могут подключиться к сетям. И их претензии на этот счет совершенно справедливы. Поэтому нам срочно пришлось перенаправить нашу работу на подключение тех населенных пунктов, где не все дома были газифицированы. И этим мы интенсивно занимались. Программа газификации на 2010 год тоже полностью сформирована по обращениям ко мне граждан.

Я требую от Минстроя и глав муниципальных образований внимательно и неуклонно работать по подключению населенных пунктов к уже построенным газовым сетям, в первую очередь тех сел, где остаются неподключенными несколько домов. Как бы ни было трудно, на газификацию должно ежегодно выделяться из бюджета не менее 500 млн. рублей, тем самым мы добьемся увеличения числа потребителей газа. Люди должны реально почувствовать улучшение жизни с приходом газа в их дома.

Сегодня уровень газификации региона достиг 75%. Несмотря на сложные экономические условия, Рязанская область выполняет весь объем запланированных мероприятий, в том числе в рамках инвестиционной программы ОАО «Газпром». Это позволит нам рассчитывать на дополнительные средства в 2010 году. Такая возможность сегодня рассматривается.

К 2015 году уровень газификации Рязанской области планируется довести до уровня 90%. Предстоит ввести в эксплуатацию более 2 тыс. км газораспределительных сетей, что позволит подать природный газ еще в 250 населенных пунктов, газифицировать 40 тыс. квартир и домовладений.

Газификация районов имеет также стратегическое значение для развития экономики региона, его промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Эта работа должна быть в приоритете у соответствующих ведомств, регионального Правительства и у глав муниципальных образований.

Особая забота для меня и регионального Правительства – это социальная сфера.

Приоритетом в социальной сфере для нас на ближайшие 2-3 года остается здравоохранение, которое требует комплексного системного подхода. Нам предстоит осуществить модернизацию всей системы, использовать все имеющиеся средства и ресурсы, чтобы существенно повысить качество медицинской помощи, ее доступность для всех без исключения жителей Рязанской области. Кроме того, это даст возможность существенно поднять уровень заработной платы медработников. Анализ показал, что внутренние резервы в отрасли для этого есть.

Должна быть четко выстроена этапность оказания медицинской помощи: первичная, квалифицированная и специализированная. Сеть медицинских учреждений будет скорректирована так, чтобы каждый житель нашей области имел возможность обратиться за медпомощью и пройти необходимый курс лечения по общераспространенным заболеваниям, не уезжая далеко от дома.

Нужны новые подходы к совершенствованию существующих методов финансирования ЛПУ, а особенно первичного звена. Одним из направлений является переход к подушевому финансированию, к одноканальному финансированию учреждений здравоохранения. В частности, необходимы медико-экономические стандарты, которые позволят четко разграничить платные и бесплатные медицинские услуги. Это заложено в Концепции оптимизации здравоохранения Рязанской области до 2012 года.

Оптимизация сети учреждений здравоохранения, переход к современному механизму финансирования позволят нам направить высвобождающиеся средства в первую очередь на повышение заработной платы врачей и среднего медицинского персонала. И мы будем это делать.

Кроме того, в регионе реализуется ряд крупных проектов, которые сделают, можно сказать, революцию в оказании медицинских услуг населению. Это:

  • 4 сосудистых центра, один из которых – крупный высокотехнологичный областной лечебно-диагностический центр, и три межрайонных: в Рязани, Сасовской и Скопинской ЦРБ;
  • 5 первичных межрайонных онкологических диагностических центров на базе Касимовской, Ряжской, Сасовской, Скопинской и Шиловской ЦРБ. Объединять их будет радиологическое отделение, построенное в Рязанском областном клиническом онкологическом диспансере с размещением там современных аппаратов для проведения лечения;
  • перинатальный центр на 130 коек в Рязани, где будет проводиться ранняя реабилитация матерей и новорожденных, перенесших осложнения в ходе беременности и родов. Применение новейшей аппаратуры, которой будет оснащен центр, и современных методов лечения позволит существенно снизить материнскую и младенческую смертность, и выхаживать младенцев весом от 500 гр.;
  • 10 травмоцентров, в том числе: в Рязанской областной клинической больнице – один травмоцентр 1-го уровня, в Шиловской и Шацкой ЦРБ – два центра 2-го уровня, а также семь травмоцентров 3-го уровня в Рыбновской, Рязанской, Спасской, Путятинской, Сасовской, Лесновской районных больницах и в городской станции скорой и неотложной медпомощи в Рязани. Все они расположены вблизи федеральных автодорог и предназначены для оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Это серьезный шаг на пути к формированию совершенно нового качества оказания услуг здравоохранения.

Структурные изменения нужны и в образовании. И мы приступили к этой работе.

Современное образование должно отвечать требованиям сегодняшнего дня и перспективе, определенной стратегией развития государства. Чем быстрее и раньше мы приведем всё в стройную и эффективно работающую систему, тем лучше. Ведь главная цель образования – получить хорошо подготовленного специалиста.

Работа предстоит серьезная и большая. Необходимо оптимизировать сеть учебных заведений, осуществить переход на совершенно иные стандарты в финансировании образования, в том числе в системе оплаты труда, создать современную учебно-материальную базу, активизировать инновационные процессы в отрасли, работать над повышением социального статуса педагога, престижа этой профессии. Безопасности учреждений образования необходимо уделить самое пристальное внимание.

В целом мы должны создать условия, при которых образование будет доступным и качественным для всех, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Только качество образования, конкурентоспособность выпускников являются критериями оценки деятельности образовательных учреждений.

В системе высшего и среднего профессионального образования главное на сегодня переориентироваться на потребности экономики региона и выпускать те кадры, которых не хватает в отраслях. Это решит и другую не менее важную проблему – проблему оттока квалифицированных кадров в Москву и другие регионы, а также проблему трудоустройства студентов после окончания вуза или колледжа.

Что касается оптимизации сети сельских малокомплектных школ, то к этому вопросу мы должны подходить предельно внимательно и осторожно.

Сегодня на селе каждая вторая школа – малокомплектная. Не секрет, что уровень образования в такой школе не выдерживает конкуренции с крупными образовательными учреждениями. Малокомплектные школы необходимо объединять на базе более крупных, с учетом территориального планирования там, где это целесообразно, необходимо строить современные образовательные школы-центры с хорошей материально-технической базой, новейшими методиками преподавания, спортзалами, бассейнами. В такую школу захочет отправить учиться своих детей любой родитель. При этом для детей должны быть организованы соответствующие условия: транспорт, питание, организация досуга. Учителя из малокомплектных школ должны переводиться в такие учреждения и иметь при этом соответствующие стимулы и компенсации, поскольку почти весь день они вынуждены будут находиться вне дома.

Сейчас только десятую часть школ региона можно назвать полностью соответствующими современным стандартам. Подавляющее их большинство нуждается в ремонте, переоснащении, обновлении учебно-наглядных пособий.

В целом ежегодно практически на четверть увеличиваются средства, направляемые областным бюджетом в сферу образования. На 2010 год мы планируем сохранить такие же темпы финансирования. При этом мы должны избавиться от неэффективных расходов. Именно в этом мы видим необходимость реструктуризации отрасли.

Высвобождаемые при этом деньги должны пойти на повышение зарплаты, капитальный ремонт, современное техническое и учебно-методическое оснащение школ, поддержку молодых специалистов и высокопрофессиональных педагогических кадров, поскольку именно в них регион испытывает недостаток.

Это настолько важно, что, несмотря на кризис, я принял решение установить в Рязанской области с 2010 года ежемесячные доплаты работникам государственных общеобразовательных учреждений, в частности, молодым специалистам, учителям высокой квалификации и работникам дошкольных учреждений.

Аналогичные надбавки должны быть установлены к заработной плате молодым специалистам и педагогическим работникам муниципальных дошкольных учреждений. Главы городов и районов должны предусмотреть это в местных бюджетах.

Одной из мер оптимизации системы образования, которая должна повлиять на повышение заработной платы, станет переход образовательных учреждений на новую систему оплаты труда. С 1 января 2010 года в порядке эксперимента новшество будет введено в восьми школах Рязани. В дальнейшем этот опыт распространится повсеместно.

Конечно, весь комплекс социальной поддержки педагогов – это значительная дополнительная нагрузка на бюджет области. Тем не менее, мы идем на это, потому что понимаем – без современной системы образования невозможно движение общества вперед. Причем подчеркну, – это только первые шаги к внедрению стимулирующей системы оплаты труда. Мы будем усиливать эту составляющую в ходе структурных изменений в сфере образования.

Считаю, что нам необходимо принять программу, направленную на сохранение и расширение сети детских дошкольных образовательных учреждений. Необходимо, в конце концов, решить проблему очередей в детские сады! Важно также и то, чтобы в детских садах работали высококвалифицированные специалисты. В Рязанской области должна быть разработана и принята отдельная программа по развитию дошкольных учреждений с учетом позитивных тенденций по рождаемости.

Большая доля ответственности лежит также и на муниципалитетах. Вопросы материального обеспечения учреждений образования, особенно дошкольного и дополнительного, находятся в компетенции органов местного самоуправления.

Муниципальные образования могут многое, да и не только могут, но и обязаны оказывать поддержку образовательным учреждениям и помимо финансов: помочь с питанием, с благоустройством, посодействовать в привлечении шефов. В некоторых районах такая активная поддержка стала нормой. Думаю, с них надо брать пример всем муниципальным образованиям.

Наша особая забота – здоровье молодого поколения, и физическое, и нравственное. В настоящее время завершается строительство 4-х физкультурно-спортивных комплексов в Михайлове, Рыбном, Касимове, в с.Поляны Рязанского района. Уже работает аналогичный спортивный центр в Шилове. В ближайшей перспективе подобные сооружения должны появиться в каждом районе. На базах общеобразовательных школ мы будем создавать детские спортивные клубы. В 2010 году за счет областного и федерального бюджетов планируется строительство 2 футбольных искусственных полей в Ряжске и Сасове, крытого катка с искусственным льдом в Сасове, крытой тренировочной ледовой арены в Рязани в составе Дворца спорта «Олимпийский», реконструкция стадиона «Труд» и крытых теннисных кортов в Скопине.

Приоритеты очевидны. Это, прежде всего, развитие массовой физкультуры и спорта. Параллельно мы должны и будем поддерживать спорт высших достижений. Рязанский край славится своими богатыми спортивными традициями. Достижения наших спортсменов, прославивших свою малую родину на первенствах Европы и мира, на чемпионатах, Кубках мира и на Олимпийских играх свидетельствуют о том, что у нашей области - огромный спортивный потенциал. Каждая победа, которой добиваются наши спортсмены, повышает престиж Рязанского региона.

В рамках разрабатываемой федеральной программы развития олимпийских видов спорта в регионе намечено определить наиболее перспективные, которые позволят войти в новый проект, чтобы начать системную подготовку олимпийского резерва.

Мы должны стремиться и добиваться того, чтобы физкультура и спорт, здоровый образ жизни стали неотъемлемой частью жизни для всех жителей области. Дети должны заниматься спортом бесплатно! Это – моя принципиальная позиция.

Я очень рад, что мои социальные инициативы, направленные на защиту нравственности и здоровья детей, нашли поддержку и одобрение у большинства жителей Рязанской области. Региональный закон о «комендантском часе», так же как и пакет законов об усилении противодействия алкоголизму и табакокурению среди несовершеннолетних, которые приняты и вступили в действие в этом году, положительно восприняло более 70% населения региона, в том числе молодежь.

Молодежная политика должна представлять собой систему, ориентированную на поддержку становления личности каждого молодого человека. И мы придерживаемся этого принципа. Наряду с военно-патриотическим воспитанием, мы создаем условия для разностороннего развития наших детей. Эта работа должна вестись комплексно, при тесном взаимодействии министерства образования, комитета по делам молодежи, военного комиссариата, общественных, ветеранских организаций.

Мы будем усиливать работу по социально-значимым проектам, которые направлены на развитие спорта, выявление и поддержку молодых талантов, решение проблем занятости подростков, организацию досуга.

Считаю, что должно получить дальнейшее развитие волонтерское движение, молодежные трудовые отряды. Необходимо расширять сеть специализированных клубов и центров по военно-патриотическому и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Должны создаваться многопрофильные молодежные клубы и центры, направленные на профориентацию молодых людей, работу с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, работу с молодыми семьями. В ближайшие 5 лет не менее 1000 молодых семей получат субсидии на приобретение собственного жилья.

Необходимо разработать закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Рязанской области, оказывать всемерную поддержку социально ориентированным молодежным организациям.

Предмет нашей особой заботы - старшее поколение. Мы должны дойти до каждого, кому необходима наша помощь и участие. Мы будем приводить в порядок стационарные учреждения для социально незащищенных, увеличивать число отделений временного и дневного пребывания пожилых людей и инвалидов. В 2011 году планируем начать строительство нового дома-интерната для одиноких ветеранов.

Учреждено новое звание «Ветеран труда Рязанской области», предусматривающее льготы в виде снижения на 30% оплаты коммунальных услуг.

Никакие социально-экономические трудности, вызванные кризисом, не должны отразиться на исполнении наших социальных обязательств по поддержке ветеранов. Ежегодно в областном бюджете закладываются средства на помощь ветеранам в ремонте жилья, на приобретение дорогостоящих лекарств и дорогостоящее лечение. И с каждым годом мы будем только усиливать адресную поддержку старшего поколения. Главное во всем этом – не скатиться в формализм: идет ли речь об обеспечении овощами в сезон, медицинском и надомном обслуживании. Ко всему надо, прежде всего, относиться с душой, чтобы люди чувствовали реальную заботу и внимание.

В 2010 году вся наша страна будет отмечать 65-летие великой Победы. В ходе подготовки к этой дате уже немало сделано, но еще больше предстоит сделать.

Мы должны полностью выполнить обязательства по обеспечению жильем всех без исключения ветеранов войны, которые нуждаются в этом, вне зависимости от того, когда они встали на очередь. Эту задачу поставил председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин на съезде партии «Единая Россия».

Сейчас задача муниципалитетов – уточнить списки тех ветеранов войны, которые еще нуждаются в улучшении жилищных условий, быстро и грамотно оказать им помощь в оформлении нужных документов. В следующем году все ветераны, нуждающиеся в жилье, должны его получить.

Во всех населенных пунктах области необходимо привести в порядок воинские захоронения и мемориальные комплексы. К концу апреля 2010 года должны быть завершены все работы по реконструкции мемориала на площади Победы в г. Рязани.

Главная цель ясна и понятна всем – отдать наш долг ветеранам, донести до подрастающего поколения историческую правду о войне. И в этом плане значительная часть работы ложится на ветеранские организации, которые вносят большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи. Сохраняя память об уроках войны для нынешних и будущих поколений, они укрепляют нравственный климат в обществе. Уверен, что в юбилейном году мы будем работать в еще более тесном контакте, и ни одна из проблем ветеранов не останется без внимания и решения.

Все мы хорошо понимаем, что наследие Победы – это не просто наша история. Это, прежде всего, – связь поколений, исполнение нашего гражданского долга перед ветеранами, участниками тех трагических и одновременно героических событий. Все мы – потомки тех, кто добывал для нас Победу. Мы – наследники Победителей. И мы должны быть достойны их великого подвига.

Отрасли культуры также требуются серьезные преобразования. Нам нужна система, ориентированная на достижение конкретных социально значимых результатов.

Одним из приоритетов было и остается сохранение богатого исторического и культурного наследия Рязанского края. В первую очередь это касается усадебных и храмовых комплексов. Нам необходимо возродить их былую славу, найти инвесторов для восстановления, вернуть их в хозяйственный и культурный оборот, сделать туристскими объектами и содействовать таким образом развитию муниципальных образований.

К 2015 году доля отреставрированных объектов культурного наследия составит 25%. В конечном итоге, все усадебные комплексы должны быть приведены в порядок.

К 2015 году в районах Рязанской области будет введено в эксплуатацию еще 10 клубов и домов культуры. Нам нужна отдельная программа по укреплению материально-технической базы рязанских театров, кроме того, мы будем стараться войти в федеральные программы для того, чтобы иметь возможность привести в нормальное состояние здание рязанского цирка.

Что касается наших уникальных народно-художественных промыслов и ремесел, то в перспективе будет создан Центр ремесел Рязанской области, который объединит все наши традиционные народные промыслы.

Внедрение новых информационных технологий - основная задача как в музейном деле, так и в сфере развития библиотечного дела. Мы должны обеспечить людям доступ к информации и знаниям на современном уровне даже в отдаленных населенных пунктах. К 2015 году должно быть открыто как минимум 60 муниципальных библиотек. Важным шагом в развитии библиотечного дела станет создание филиала Президентской библиотеки в областном центре.

Планируется создание музейного квартала в Рязани, который объединит 4 музея: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (Рязанский кремль), областной художественный музей, а также два новых музея – литературный (ныне Дом Салтыкова-Щедрина) и музей путешественников (дом, где жил знаменитый путешественник, исследователь Аляски Л.П. Загоскин). Этот проект позволит не только оптимизировать сеть музеев областного центра, но и создать полноценный музейный комплекс, удобный для посещения.

Самый масштабный проект, который мы планируем осуществить – модернизация государственного музея-заповедника С.А. Есенина в Константинове. Мы разработали для этого отдельную целевую программу, реализация которой начнется уже в 2010 году. Музей Есенина в Константинове – наш бренд, визитная карточка региона, и мы хотим не только сохранить этот уникальный комплекс, но и создать условия для его развития.

Мы планируем воссоздать исторический облик села Константиново, чтобы приезжающие на родину Есенина могли увидеть село таким, каким оно было при жизни поэта, а также модернизировать сам музейный комплекс, построив там новое административное здание и современное, отвечающее всем необходимым требованиям фондохранилище, комфортабельную гостиницу, торгово-выставочный комплекс и культурно-образовательный центр. Дороги и транспортное сообщение, кафе, рестораны – это также будет предусмотрено в создаваемом комплексе.

Этот проект является примером наших стратегических подходов к развитию туристической отрасли в Рязанской области – важной сферы для дальнейшего эффективного развития всей экономики региона.

Создать современную туристскую инфраструктуру, на уровне мировых стандартов, привлечь в эту отрасль инвестиции - вот главное, что предстоит сделать. Сегодня в Рязанской области реализуется 15 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 6 млрд. рублей. К 2015 году темпы инвестирования отрасли позволят увеличить гостиничный фонд в 3,5 раза по сравнению с 2008 годом. Дополнительно появятся более 1000 рабочих мест.

В Рязанской области немало мест, уникальных, интересных своей историей и культурой. Наш регион уже сегодня может предложить разные виды туристических услуг: культурно-познавательный и паломнический, очень популярный сегодня сельский туризм. Одно из перспективных направлений – круизный туризм. Необходимо принимать самое активное участие в программах Федерального агентства по развитию водного туризма. И первыми шагами станет расчистка русла реки Трубеж и восстановление пристани в Кремле.

В перспективе вложенные в сферу туриндустрии бюджетные средства могут рассматриваться как инвестиционный капитал с окупаемостью в 5-7 летний период и с дополнительным приростом инвестиций на сумму значительно большую, чем первоначальные вложения бюджета.

Мы ожидаем увеличение объема туристских услуг и услуг средств размещения туристов со среднегодовым темпом роста не менее 10%. Такие же темпы планируем по росту инвестиций в основной капитал.

В сферу туризма необходимо активно привлекать малый бизнес. Также надо научиться грамотно продвигать наш регионального турпродукт, участвовать в различных выставках и форумах, в том числе международных. Это хороший способ заявить о себе и привлечь инвестиции в отрасль.

О самочувствии общества лучше всего говорит демография.

Рязанская область – объективно регион «старый», возрастной, тем более важны для нас сдвиги в лучшую сторону в демографии. И такая тенденция наметилась. За 9 месяцев этого года число родившихся увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,2% (или 198 человек), число умерших снизилось на 5,8% (или 945 человек). Увеличение числа родившихся и снижение числа умерших характерно для большинства районов области. К 2015 году темпы роста рождаемости сохранятся, смертность уменьшится на 8,1%.

Необходимо обязательно продолжить всё то, что осуществляется и намечено в социальной сфере. Несмотря на кризисное время, все социальные программы в Рязанской области должны работать!

Подводя итог всему вышесказанному, могу сказать: самое главное, что мы сделали за последний год - не допустили деструктивных явлений в экономике и социальной сфере, которые могли возникнуть в связи с финансово-экономическим кризисом, вовремя определили «точки роста» в регионе, по которым шла системная работа. В результате принятых мер по оптимизации бюджета, мы в этом году сократили расходы на содержание административно-управленческого персонала Правительства Рязанской области на 30%, в том числе по зарплате – на 25%. В следующем году мы также будем придерживаться такой позиции. Такой подход к формированию сметы расходов должен быть и в муниципальных образованиях, и в Рязанской областной Думе, где, кроме того, стоит уменьшить количество депутатов, работающих на постоянной основе.

Мы работали в тесном диалоге с обществом, поскольку именно связь с людьми на местах является залогом принятия качественных решений органами власти, в интересах населения, тем самым мы сохранили стабильность в области. Работа с обращениями граждан и в дальнейшем должна и будет неотъемлемой и важнейшей составляющей моей деятельности, деятельности регионального Правительства, органов власти местного самоуправления.

Реальные дела, которые уже делаются в нашей области, первые результаты, которые уже видны, дают нам основания считать, что эти цели, даже если они сейчас кажутся слишком амбициозными, – вполне достижимы.

Сильная власть – ответственная власть. Процесс модернизации области должен проходить в русле решений федерального Правительства и Президента, определяющих стратегию развития страны. Но реальное исполнение этих решений зависит от региональной власти, от того, насколько четко и профессионально будет организована работа на местах. Государственная власть должна быть открытой и прозрачной для граждан и общества, эффективной и близкой к народу. Вот почему я так последовательно добивался укрепления диалога с обществом. Вместе мы обязательно создадим лучшее будущее Рязанского края, и все у нас получится обязательно