Выступления и интервью

Отчетный доклад Губернатора Рязанской области О.И. Ковалева по итогам работы Правительства Рязанской области за 2011 год и об основных направлениях деятельности в 2012 году (в сокращении)

Уважаемые участники заседания!

2011 год для Рязанской области, как и для страны в целом, был насыщенным и непростым. Проведены две очень серьезные напряженные избирательные кампании по выборам депутатов Госдумы 6 созыва и Президента России. По сути, эти важнейшие политические события определяли пути развития нашего государства в первой трети 21 века. В нашей области обе кампании прошли в рамках правового поля, без серьезных нарушений. Рязанское общество продемонстрировало зрелость, ответственность, способность адекватно оценивать ситуацию.

Различные мнения на существующие проблемы, высказанные открыто в ходе выборов, позволяли Правительству региона, в тесном взаимодействии с депутатами Облдумы, принимать более взвешенные и эффективные управленческие решения, в том числе, забюджетировать ряд важных для общества проектов. При этом наша главная цель была и остается неизменной. Это – повышение качества жизни рязанцев.

Макроэкономические показатели региона.

Если говорить о развитии в целом, то в 2011 году Рязанская область демонстрировала хорошие темпы роста. Несмотря на объективные проблемы – последствия финансово-экономического кризиса и климатические аномалии последних двух лет, появился устойчивый тренд экономического роста. По большинству макропоказателей мы опережаем среднестатистические темпы роста, и, как факт, в рейтинге регионов ЦФО и России по динамике развития Рязанская область занимает хорошие позиции. По сравнению с докризисным 2008 годом мы смогли добиться улучшения по многим показателям.

Валовый региональный продукт, по предварительным данным, составил 201,5 млрд. рублей (рост к прошлому году 4,6%).

Рост инвестиций в основной капитал составил 122,6%,к уровню 2010 года, превысив на 14 % российские данные. По этому показателю наш регион входит в тройку лидеров в ЦФО, а ведь еще год назад мы были на 14 месте. В РФ мы сейчас на 18 месте.

Индекс промышленного производства составил 105,3% к уровню 2010 года (по России – 104,7%).

Индекс продукции сельского хозяйства в 2011 году составил 124,1% к уровню прошлого года (в ЦФО – 134%, в РФ – 122,1%).

Хочу также заметить, что и по итогам трудного 2010 года мы получили грант Правительства России за динамику развития. А в 2011 году мы ее сохранили и заняли 4 место среди регионов РФ по этому показателю.

Конечно, пока рано говорить о лидерстве в общем рейтинге регионов РФ, до этого нам пока далеко. Но, безусловно, движение вперед и вверх есть, и мы должны эту положительную динамику закрепить.

В 2011 году среднемесячная заработная плата составила 17043 рубля, (в 2010 году – 15122 рубля) (Рост – 13,3%).

Для того, чтобы обеспечить такой рост, мы целенаправленно работали над увеличением зарплаты в экономике. Одним из шагов стало трехстороннее Соглашение о минимальной заработной плате в регионе. Работникам внебюджетной сферы она установлена в сумме 5800 рублей (выше федерального значения на 1189 рублей)

В бюджетной сфере нам также удалось повысить уровень заработной платы, и существенно.

Это стало возможным благодаря реализации мероприятий по реформированию отраслей социального сектора, снижению неэффективных расходов и введению новых систем оплаты труда. На этом я остановлюсь более подробно чуть позже.

Работа по обеспечению роста зарплаты в регионе будет продолжена. Планируем, что в 2012 году в среднем по области она составит 19115 рублей.

Наряду с Правительством области в работу по ускорению динамики развития внес большой вклад и весь депутатский корпус, каждый депутат. Из вашей критики, доброй или злой, я всегда старался выбирать рациональное зерно. Я благодарен областной Думе за конструктивное взаимодействие и уверен, что оно будет продолжаться. Нам предстоит большая работа по эффективному развитию региона, его экономики и социальной сферы, преодолению дотационности. Выполнить эту задачу мы сможем только вместе и только с опорой на общество.

Ситуация на рынке труда.

Коротко о ситуации на рынке труда Рязанской области. Благодаря заранее принятым мерам, в 2011 году она была стабильной.

За весь год статус безработного получили 16 тыс. граждан, что на 14% меньше, чем в 2010 году. По состоянию на конец 2011 года численность безработных составила 7 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы снизился до 1,2%. (по РФ – 1,7%).

Потребности рынка труда практически восстановились и приблизились к докризисным. Поэтому в прошлом году основное внимание уделялось не массовому трудоустройству, а поддержке наиболее уязвимых и наименее конкурентоспособных на рынке труда категорий граждан. Для молодежи постоянно проводились ярмарки вакансий. В 2011 году такую ярмарку впервые провели и для людей пенсионного возраста. Эта форма работы дала отличные результаты, и мы будем системно ее продолжать.

Бюджетная политика.

Бюджет 2011 года был крайне напряженным. Необходимо было обеспечить рост поступлений доходной части за счет налогов, а также найти дополнительные возможности для получения более дешевых займов.

Мы старались максимально выполнить эту задачу и, как результат, по итогам года получили относительно неплохие показатели.

Всего доходов поступило в сумме 33 млрд. 659 млн. рублей (рост 10,5%). При этом увеличение налоговых и неналоговых доходов по отношению к прошлому году составило почти 12%.

По отдельным налогам в 2011 году по отношению к 2010 наблюдался значительный рост.

Расходы областного бюджета исполнены в объеме 37 млрд. 135 млн. рублей, (рост к 2010 г. – 13,6%). Дефицит возмещался за счет привлечения дотаций на сбалансированность бюджета из федеральных источников, за счет бюджетных кредитов и кредитов банков. А также за счет того, что в 2011 году нами были снижены расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга за счет замены дорогих коммерческих кредитов на дешевые бюджетные. Экономия составила 488 млн. рублей. Эти деньги направлены на повышение заработной платы работникам социальной сферы и финансирование социальных программ.

В 2011 году почти четверть бюджетных расходов, а это 7,7 млрд. рублей, пошли на реализацию региональных целевых программ. Часть из них софинансировалась из федерального бюджета.

Рязанская область получила на эти цели более 3,5 млрд. рублей, из них более 52% (1 млрд. 835 млн. рублей) – на здравоохранение. Эта беспрецедентная сумма была направлена на модернизацию здравоохранения, в том числе, на повышение зарплаты медикам.

В 2012 году следует продолжить работу по удешевлению привлекаемых займов и привлечению федеральных средств. Но самое главное - повышать собственные доходы регионального бюджета, с тем, чтобы максимально сократить его дотационность.

Важным шагом на пути реализации этой цели стало принятие с этого года трехлетнего областного бюджета, что обеспечивает сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Это позволит нам работать на перспективу, двигаться вперед планомерно, обеспечит положительные результаты в социальной сфере и реальном секторе экономики.

Инвестиционная политика.

Объем инвестиций является одним из основных экономических показателей. В 2011 году из всех источников финансирования в модернизацию и открытие новых производств, то есть в основной капитал, было направлено 53 млрд. рублей.

По динамике инвестиционного потенциала мы занимаем 3 место в ЦФО и 18 – в РФ. Одним из показателей, свидетельствующих о динамичном развитии региона, является присвоение Рязанской области международным рейтинговым агентством «Фитч рейтинг» долгосрочного рейтинга категории «Би плюс» - Стабильный.

Всего на территории области реализуется 113 инвестиционных проектов.

Наиболее перспективными из них являются:

  • строительство фармзавода «Форт» по производству лекарственных средств на основе био- и нанотехнологий в с. Ялтуново Рязанского района;
  • завода «ЭКО-Золопродукт» по производству строительных материалов на основе глубокой переработки отходов с золоотвалов Рязанской ГРЭС в Пронском районе;
  • завода по производству кровельной черепицы «Шинглас» компании «ТехноНиколь»;
  • крупнейшего в России Дата–центра обработки и хранения информации компании «Яндекс» в г. Сасово;
  • продолжается строительство крупного свинокомплекса и комбикормового завода «Вердазернопродукт» в Сараевском районе;
  • группой компаний «Грейн Холдинг» в «Рязаньзернопродукте» осуществляетсястроительство высокотехнологичной мельницы производительностью 1400 тонн переработки зерна в сутки. Этот проект включен в перечень приоритетных инвестпроектов в ЦФО. Пуск первой очереди произведен в феврале 2012 года;
  • важный проект – создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Пронском районе. В прошлом году после неоднократных консультаций Минэкономразвития России и Минкоммерции Китая было принято решение о создании в России совместной российско-китайской ОЭЗ, и наша область была определена той площадкой, где будет реализовываться данный проект.

Для обеспечения земельными участками особой экономической зоны приобретены в областную собственность земельные участки общей площадью 562 га. В настоящее ведется работа с китайской стороной по разработке технико-экономического обоснования создания ОЭЗ.

В 2012 году мы продолжим совершенствовать инвестиционное законодательство, уделив особое внимание проектам с участием средств государственных компаний и госкорпораций.

Это позволит нам участвовать в ряде программ по развитию оборонно-промышленного комплекса. Мы также будем работать по созданию «точек» ускоренного развития, таких как: промышленно-инновационный парк «Варские», технопарк в районе с. Баграмово Рыбновского района, индустриальный парк «Городище» и ряда других.

Кроме того, продолжится реализация кластерной политики, мы будем внедрять механизмы государственно-частного партнерства, создавать нормативно-правовую базу для функционирования в области зон территориального развития.

Промышленность.

Одним из ведущих секторов экономики региона является промышленный комплекс. В 2011 году практически по всем показателям в промышленности наблюдается положительная динамика.

Обрабатывающие производства занимают основную долю в промышленности (более 80%)и обеспечивают более половины налоговых поступлений в консолидированный бюджет области. Рост объемов продукции обрабатывающих производств по сравнению с 2010 годом составил 5%.

В 2012 году планируется разработать концепцию промышленной политики, направленную на дальнейшее развитие приборостроительного и станкостроительного, а в перспективе – автокомпонентного и фармацевтического кластеров.

В 2011 году была начата и в настоящий момент продолжается работа по созданию и строительству в Пронском районе листопрокатного завода. Реализация данного проекта, стоимостью почти 50 млрд. рублей, позволит к 2016 году увеличить объем промышленного производства в полтора раза. Под этот проект в областную собственность приобретено 192,3 га земли.

В 2011 году продолжалась целенаправленная работа по укреплению предприятий ОПК. При этом мы действовали в тесном контакте с руководством оборонных предприятий, с Минобороны РФ, Федеральной службой по оборонному заказу, Госкорпорацией «Ростехнологии».

Итогом работы стал ряд Соглашений, основным из которых является Меморандум о взаимодействии Правительства Рязанской области, «Объединенной авиационной корпорации», «Ростехнологиями» и Государственным Рязанским приборным заводом.

Документ предусматривает реализацию программы по увеличению загрузки ГРПЗ на срок до 2018 года, что позволит создавать на этом крупнейшем предприятии новые рабочие места, существенно повысить заработную плату.

В целом, рязанская оборонка может и должна стать одной из крупнейших точек роста в развитии экономики Рязанской области, технологическим лидером рязанской промышленности. Правительство региона будет всячески содействовать выполнению этой задачи.

Модернизация предприятий промышленности, переход области на инновационный путь развития возможны только за счет соединения практической деятельности с наукой. Общая сумма затрат на исследования и разработки в 2011 году составила 1,3 млрд. рублей.

При этом из федерального и областного бюджетов, а также государственных фондов на поддержку инновационной и научно-технической деятельности было направлено 62,7 млн. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2010 году.

По итогам визита официальной делегации «РОСНАНО» было принято решение об участии области в реализации программ «РОСНАНО» по стимулированию спроса на инновационную продукцию, а также по созданию совместного фонда венчурных инвестиций.

Мы начали создавать при вузах региона инновационные центры. Задача максимум – обеспечить поступление новых креативных идей, создание новых технологий и их практическую реализацию. Одним из таких центров станет бизнес-инкубатор, создание которого ведется при рязанском радиоуниверситете. На реализацию этого проекта нам удалось добиться федерального финансирования. Бизнес-инкубатор рассчитан на 40 инновационных предприятий малого бизнеса, которые смогут обосноваться в новом здании уже летом этого года.

В этом году мы также будем принимать решение о создании центра коллективного пользования лазерными технологиями, который тоже даст свой экономический эффект. Предполагается также строительство ряда промышленных объектов, в том числе, еще одного цементного завода. Переговоры завершены, мы сейчас в стадии подписания Соглашения.

Малое и среднее предпринимательство.

В 2011 году активно развивался малый и средний бизнес. В настоящее время функционирует более 40 тыс. предприятий этого сектора экономики. По темпам роста количества малых предприятий Рязанская область – вторая в РФ и 12-я – по доле численности занятых в них работников. А значит, малый бизнес чувствует себя в Рязанской области уверенно, и система мер господдержки, принятая нами, работает эффективно.

Объемы финансирования программ малого бизнеса постоянно растут: в частности, с 256 млн. рублей в 2010 году до 364 млн. рублей в 2011 году, общий рост за последние 5 лет – в 8 раз.

Все виды поддержки направлены на содействие развитию инновационных предприятий, предприятий-экспортеров, а также сельхозпредприятий.

В прошедшем году особое внимание уделялось развитию предпринимательства в муниципальных образованиях, поскольку там – наибольшая потребность в услугах, которые может предоставить малый бизнес, и более высокий уровень безработицы, чем в среднем по области.

Я лично провел ряд совещаний с участием профильных министров и специалистов МО по развитию экономики, в том числе и малого бизнеса в Касимовском, Рыбновском, Рязанском, Сасовском, Скопинском районах, которые дали очень неплохой импульс развитию территорий.

В 2011 году был реализован пилотный проект по предоставлению грантов начинающим предпринимателям на местах, в котором участвовали 4 городских округа. В этом году практику выдачи грантов планируется распространить на все муниципальные образования.

В результате проделанной работы количество получателей всех видов поддержки увеличилось с 482 в 2010 году до 720 в 2011 году, т.е. в полтора раза. Доля получателей поддержки из сельской местности выросла по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза.

Нами созданы фонды поддержки малого бизнеса – гарантийный и микрокредитования. Только за последние три года было выдано около 300 поручительств на сумму более 550 млн. рублей и около 450 микрозаймов на сумму более 300 млн. рублей. Капитализация фондов на сегодняшний день составляет около 600 млн. рублей. Рейтинговым агентством «Эксперт РА» им был присвоен рейтинг – категории «А» – высокий уровень надежности.

Потребительский рынок.

Уважаемые коллеги! В 2011 году предприятия потребительского рынка, в основном, вышли на докризисные темпы развития. Было открыто более 300 новых предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что позволило создать свыше 3200 дополнительных рабочих мест.

Мы продолжаем системную работу по продвижению рязанской продукции в торговлю. Были заключены Соглашения с крупными торговыми сетями о торговле рязанской продукцией на льготных условиях. Мы помогли создать более 700 фирменных магазинов рязанских производителей, и дали им возможность выйти на ярмарки выходного дня. Цены на рязанскую продукцию в этих магазинах ниже, чем в торговых сетях, в среднем, на 15%, а на ярмарках выходного дня – от 10% до 30%.

Это дает возможность жителям области приобретать более дешевые и качественные продукты, а производителям, в том числе мелким фермерам и частным предпринимателям, расширяет рынок сбыта. Это сдерживает и общий рост цен в крупных торговых сетях. Всего в 2011 году было проведено более 2000 ярмарок выходного дня. Наши производители системно выезжают торговать в Москву и начали осваивать Подмосковье.

Мы активно внедряем и другие альтернативные формы торговли. На всех рынках выделены льготные торговые места для местных сельхозпроизводителей, так называемых частников, а в магазинах потребкооперации – даже специализированные отделы. Кроме того, проводится сезонная торговля вблизи крупных промышленных предприятий и в спальных районах особо востребованной продовольственной продукцией. Как правило, это происходит у нас по осени.

На территории региона, в 16-ти из 29-ти муниципальных образований, работает 156 торговых предприятий пятнадцати крупных торговых сетей. Мы поддерживаем приход сетей в районные центры, так как это обеспечивает здоровую конкуренцию, дополнительный сбыт продукции рязанских производителей, создание новых рабочих мест, расширение ассортимента, повышение уровня обслуживания.

В этом году предстоит:

  • довести обеспеченность населения муниципальных образований торговыми площадями до расчетных нормативов;
  • реализовать дополнительные мероприятия по развитию общественного питания,
  • активно продвигать народные художественные промыслы Рязанской области и создать при этом центр «Город мастеров».

Агропромышленный комплекс.

Агропромышленный комплекс – один из ключевых секторов экономики региона. Вообще, в течение двух прошедших лет земледельцам приходилось работать в крайне сложных погодных условиях.

Несмотря на это, в 2011 году наши сельхозпроизводители добились неплохих результатов. Объем продукции, произведенной аграриями, в действующих ценах составил 34,9 млрд. рублей, что на 8,1 млрд. рублей больше, чем в засушливом 2010 году.

Валовый сбор зерновых составил 938,3 тыс. тонн. Планировали получить больше, но помешала опять же пресловутая засуха. Тем не менее, полученный урожай зерна полностью обеспечил потребности области в семенах, зернофураже и продовольственном зерне.

Сделан неплохой задел под урожай 2012 года: посеяно 284,3 тыс. га озимых, вспахано 368,5 тыс. га зяби. Кстати, озимые вышли из зимы в очень неплохом состоянии.

Впервые за всю историю рязанского земледелия валовой сбор сахарной свеклы достиг рекордного показателя – почти 650 тыс. тонн, при урожайности 388,7 ц/га. Сотницынский сахарный завод, по ходу реконструкции, переработал 260 тыс. тонн. Такой объем никогда ранее ими не перерабатывался.

В целом и в России и в Рязанской области, ситуация с переработкой сахарной свеклы складывалась непростая. Большой урожай был и в других регионах. Все это обострило ситуацию со сбытом свеклы. И, кроме того, в 2011 году почти в два раза выросли железнодорожные тарифы.

Все эти вопросы и проблемы решались в оперативном порядке. Были проведены совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ В. А. Зубкова, вместе с железнодорожниками и сахароварами, в которых я принимал участие. Мы активно вели переговоры с руководителями других регионов, где перерабатывают сахарную свеклу. В результате количество предприятий-покупателей нашей свеклы с четырех увеличилось до девяти, а тарифы на перевозку были снижены на 26%-58%.

Для увеличения в регионе мощностей по переработке сахарной свеклы, как я уже сказал, продолжаются работы по реконструкции Сотницынского сахарного завода.

Наряду с этим продолжается работа по привлечению инвесторов для строительства сахарного завода мощностью 8000 тонн переработки сахарной свеклы в суткив р.п. Александро-Невский. В настоящее время идут переговоры с пятью потенциальными инвесторами.

В рамках диверсификации растениеводства в 2011 году были увеличены площади под масличными культурами: рапсом, сурепицей, подсолнечником почти на 20 тыс.га. Валовой сбор масличных культур составил 55,7 тыс. тонн при урожайности 13,6 ц/га. Эти культуры смогли поддержать рентабельность сельскохозяйственного производства и пользовались хорошим спросом.

Мы целенаправленно год от года увеличивали площади под посадку картофеля. С 2008 года они выросли в 2 раза. Валовый сбор картофеля составил 379,6 тыс. тонн, при урожайности 126,7 ц/га. Это меньше, чем было запланировано, помешала все та же засуха. Но даже при таких условиях рентабельность составила 25,5%. Считаю, что вполне можно обеспечить стабильную урожайность этой культуры не менее 200 ц/га, а валовый сбор – не менее 500 тыс. тонн.

Для увеличения базы хранения картофеля и овощей в г. Рыбное строится комплекс овощехранилищ ёмкостью 49 тыс. тонн. В сентябре 2011 года осуществлен пуск первой очереди на 7 тыс. тонн. И это пришлось очень кстати. В этих хранилищах разместили продукцию наши сельхозпредприятия, и это позволило вести торговлю свежими овощами и картофелем в течение всего зимнего периода по доступным ценам.

Всеми категориями хозяйств произведено мяса скота и птицы на убой в живом весе 75,5 тыс. тонн, что ниже уровня 2010 года на 5%. Сказалось то, что в результате двухлетней засухи часть хозяйств поголовье скота сократили. В 2012 году работу по развитию этой отрасли сельского хозяйства мы будем активизировать. Задача: наращивание производства мяса КРС, свинины, птицы.

Предприятиями области во всех категориях хозяйств за 2011 год произведено 688,2 млн. штук яиц. Рост производства яиц за год составил около 6%.

Впервые более чем за 20 лет, начиная с 1990 года, остановлено сокращение дойного стада в сельхозпредприятиях и отмечена положительная динамика роста поголовья.

На 1 января 2012 года поголовье коров составило 62,8 тыс. голов, что несколько больше, чем год назад. В 2011 году производство молока во всех категориях хозяйств составило 366,2 тыс. тонн (рост – 1,8 тыс. тонн). Это относительно неплохой показатель, так как многие регионы и ЦФО и РФ снизили производство молока. А нам удалось удержаться и даже прибавить. Эта тенденция продолжилась и в первом квартале 2012 года. Мы надоили на 9% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

Выросла продуктивность животных. Надой на одну корову в сельхозпредприятиях составил 4689 кг, что на 5% выше показателя 2010 года, а по крупным и средним сельскохозяйственным предприятиям этот показатель составил 5324 кг.

В 2012 году ставится задача достичь уровня продуктивности в среднем по области 5000 кг от одной коровы. Для этого необходимо продолжить строительство и реконструкцию животноводческих помещений, проводить технологическую модернизацию производства.

В целом, АПК Рязанской области находится на твердом 4 месте в ЦФО по поголовью скота в сельхозпредприятиях, валовому производству молока и на 3 месте по надою на одну корову в крупных и средних сельхозпредприятиях. Это стало возможным благодаря значительной государственной поддержке из регионального и федерального бюджетов, в 2011 году она составила 3 млрд. рублей. В том числе из областного бюджета 1,2 млрд. рублей.

Мы оказываем господдержку личным подсобным хозяйствам. Так, в 2011 году в области действовало более 289 тыс. личных подсобных хозяйств, ими получено кредитов и займов на сумму около 78 млн. рублей.

Крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели получили кредиты и займы на общую сумму более 315 млн. рублей, что в 2,8 раза больше, чем в 2010 году. Мы поддерживаем фермеров-картофелеводов в Касимовском и Клепиковском районах. Фермеров, занимающихся овцеводством, кролиководством. Сегодня все фермеры могут получать господдержку из двух источников – по линии поддержки малого бизнеса через Минэкономразвития и по линии АПК через Минсельхоз. И это мы использовали, и будем использовать для создания и развития крепких фермерских хозяйств.

Строительный комплекс.

Одним из важнейших секторов экономики является строительный комплекс. Это некий индикатор экономического благополучия. Наметившаяся в 2010 году положительная динамика в строительной отрасли продолжилась и в 2011 году. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», по итогам 2011 года составил 32 млрд. рублей (рост к прошлому году 8%).

Одним из главных направлений деятельности строительного комплекса, безусловно, является строительство жилья. В 2011 году введено в эксплуатацию 478,1 тыс. кв. м общей площади жилых помещений, что на 2,5% выше уровня 2010 года.

В 2012 году объем ввода жилья должен составить 500 тыс. квадратных метров. Конечно, строить надо интенсивнее, потребность у населения области в жилье очень большая. Для этого нам с вами надо будет принять ряд решений, стимулирующих строительство жилья.

Особое значение в 2011 году уделялось комплексному освоению территорий.Из 93 перспективных земельных участков строительство ведется на 23. Общий потенциал по вводу жилья на этих землях – 3,5 млн. квадратных метров. А уже осваиваемые участки обеспечат строительство 1 млн. 400 тыс. кв. м. жилья. Это неплохой задел.

В рамках взаимодействия с Министерством обороны в микрорайоне Канищево и в районе Михайловского шоссе начато интенсивное строительство жилых домов для военнослужащих, уволенных в запас из рядов Вооруженных сил. Более 1200 семей уже в 2012 году и в начале 2013 года переедут в новые квартиры. Обеспечение жильем военнослужащих является важнейшим элементом нашей социальной политики.

Очень сложной и важной задачей является контроль и надзор за долевым строительством. И особая проблема в рамках осуществляемого контроля – обманутые дольщики.

Долгие годы, начиная с начала 90-х годов граждане, пострадавшие от недобросовестных застройщиков, не могли найти выхода и защиты. Мы вместе с вами в прошлом году приняли важный закон, в рамках которого предоставляются компенсации гражданам, пострадавшим в результате двойных продаж жилья в период с 1993 по 2005 годы.

Совместно с органами правоохранительной и судебной системы принимаются меры по двум проблемным объектам, строительство которых было приостановлено застройщиками более трех лет назад.

Это дом на улице Шевченко, застройщиком которого был «Кайман», и жилой дом по Светлому проезду.

Мы продолжали программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По этим адресным программам в 2011 году введено в эксплуатацию более 12 тыс. кв. м. В квартиры, построенные в 2011 году, уже переселено 190 граждан а остальные 510 участников программы справят новоселье до конца первого полугодия 2012 года.

В 2012 году в адресной программе переселения граждан из аварийного жилья принимают участие 7 сельских и городских поселений области, ранее не участвовавших в ликвидации аварийного фонда. В результате этого будут расселены еще 311 семей, для которых планируется приобрести или построить 5,2 тыс. кв. м. жилья.

Осуществляется строительство трех многоквартирных жилых домов с использованием энергоэффективных технологий. В городе Рыбное строится так называемый «умный» 13-квартирный жилой дом с внедрением альтернативных источников энергии - тепловых насосов и солнечных батарей. В 2012 году в этой программе примут участие еще 2 муниципальных образования – Скопинский и Путятинский районы.

Наличие социальных объектов в так называемой «шаговой» доступности остается одной из важнейших характеристик качества жизни населения. В прошедшем году осуществлялось строительство и реконструкция 40 объектов социальной сферы, 24 из которых введены в эксплуатацию.

Завершено строительство таких крупных объектов, как областной перинатальный центр, радиологический корпус областного онкологического диспансера с полным циклом лечения онкобольных, пристройка к библиотеке имени Горького, крытый тренировочный каток с искусственным льдом в Рязани, спортивный корпус в городе Скопине. После реконструкции открыл двери обновленный музыкальный театр. Построены детские сады в пос. Кустаревка Сасовского района, селе Надежда Ермишинского района, селе Ерахтур Шиловского района, селе Поляны и поселке Мурмино Рязанского района, селе Чернава Милославского района, введены в эксплуатацию и другие объекты социального назначения.

В 2012 году планируется строительство и реконструкция 32 объектов областной и муниципальной собственности, 12 из них предусмотрено ввести в эксплуатацию.

Будет завершено строительство терапевтического корпуса на 45 коек в районном поселке Пронск, межмуниципального роддома на 40 коек с женской консультацией в городе Касимове, физкультурно-спортивного комплекса с искусственным льдом в городе Сасово, стадиона в поселке Лесной Шиловского района. Откроются два детских сада на 270 мест в поселке Милославское и городе Рязани, школа на 750 учащихся в городе Скопине и ряд других объектов.

В 2011 году продолжалась активная работа по газификации региона, уровень которой достиг на начало текущего года 79%. Следует отметить, что объекты газификации включались в программу в основном по коллективным заявкам граждан. Это и есть один из показателей реагирования на запросы общества.

Всего в прошлом году построено и введено в эксплуатацию более 600 км газовых сетей, газифицировано 140 населенных пунктов. В 2012 году реализация программы газификации региона будет продолжена.

В 2011 году наблюдалось значительное повышение спроса на строительные материалы и изделия, что является позитивным показателем динамики развития региона в целом.

Предприятиями по производству строительных материалов было отгружено товаров собственного производства на сумму 18,1 млрд. рублей или 124% к уровню 2010 года.

Большинство крупных организаций по выпуску строительных материалов, таких, как заводы Компании «ТехноНИКОЛЬ», завод Гардиан Стекло Рязань, Картонно-рубероидный завод осуществляли поставки продукции не только на местный строительный рынок, но и в другие регионы и страны. Увеличили производственные мощности Рязанский кирпичный завод и завод железобетонных изделий №2.

В 2012 году будет продолжена работа по созданию условий для развития массового строительства жилья эконом-класса посредством повышения доступности жилья, в первую очередь, малоэтажного строительства, строительства объектов инженерной и социальной инфраструктуры, комплексного освоения территорий, снижения административных барьеров и содействия развитию промышленности строительных материалов.

В целях координации жилищного строительства мной даны поручения ежемесячно проводить совещания с застройщиками, подрядчиками, коммунальщиками и другими организациями с тем, чтобы снимать возможные административные барьеры и как можно быстрее вводить в строй эти очень важные для людей объекты. Было бы неплохо, если бы в этих совещаниях принимали участие и представители депутатского корпуса.

Дорожное хозяйство и транспорт.

Уважаемые депутаты! Очень много нареканий граждан к состоянию дорог. Как ни обидно, но это справедливо. Я остановлюсь на этой теме подробней. В 2011 году в эту отрасль было направлено в 1,6 раза больше средств на строительство и содержание дорог, чем в 2010 году (в 2010 г.– 1 млрд. 476 млн. рублей, в 2011 г. – 2 млрд. 427 млн. рублей). Однако и этих денег крайне мало. Отрасль десятилетиями хронически недофинансировалась, и дороги пришли в совершенно неудовлетворительное состояние.

С 2012 года начнет действовать Дорожный фонд, куда мы направляем уже 3 млрд. 416 млн. рублей. До 2016 года включительно мы планируем привести дороги в нормативное состояние, направив, как минимум, для этого в отрасль 14 млрд. 120 млн. рублей.

Нам с вами предстоит здесь очень серьезная и важная работа, чтобы эти деньги расходовались эффективно, чтобы они не были разворованы, а использовались по целевому назначению и дали максимальный результат. В 2012 году приоритет мы отдаем дорогам, по которым организованы школьные маршруты. По всем таким маршрутам нам необходимо обеспечить безопасное движение школьных автобусов.

Что касается отчетного периода, то в 2011 году:

  • в Шацком, Рыбновском, Рязанском районах построено 12 км автомобильных дорог;
  • приведено в нормативное состояние около 100 км автомобильных дорог;
  • организованы широкомасштабные работы по строительству Северного обхода г. Рязани. Рабочее движение по всему Северному обходу планируем открыть до конца года.

В городе Рязани выполнен ремонт 11 км городских автомобильных дорог. Впервые за последние десятилетия приступили к планомерному ремонту дворовых территорий. 663 из них более или менее приведены в порядок.

В 2012 году такие работы будут продолжены не только в областном центре, но и во всех поселениях с численностью жителей свыше 3 000 человек.

Продолжалась работа по ремонту и реконструкции федеральных автомобильных дорог М-5, М-6, а также дороги «Калуга – Тула – Михайлов – Рязань».

Завершена реконструкция участка автодороги М-5 протяженностью 10,4 км в Рязанском районе и транспортной развязки на автодороге М-6 протяженностью 3,8 км в районе г. Михайлов. Выполнены работы по устройству освещения вдоль трассы М-5 в 12 населенных пунктах в Путятинском, Рыбновском, Спасском, Шиловском, Шацком районах и городе Рязани, что улучшит безопасность движения в этих населенных пунктах в ночное время.

В рамках реализации программы по ликвидации последствий природных пожаров реконструирована, а по сути, построена новая, автодорога Криуша – Шехмино протяженностью 13,8 км, восстановлено 50 тыс. кв. м покрытия региональных и межмуниципальных автодорог, отремонтировано и построено около 6 км автомобильных дорог местного значения (Передельцы, Картаносово, Поляны, Мурмино, Троица, Култуки, Шехмино, Свеженькая, Криуша).

В 2012 году впервые заложено 365 млн. рублей в Дорожный фонд на благоустройство населенных пунктов, в том числе, и дворовых территорий. Из этих средств 250 млн. рублей будет направлено в г. Рязань. Почти столько же будет выделено и из городского бюджета. Здесь надо установить очень жесткий контроль за использованием этих средств. Я рассчитываю на вашу депутатскую работу в этом направлении. Сегодня мы должны, сцепив зубы, выдерживая справедливую критику граждан, использовать все возможности, а они у нас появились, чтобы привести дороги в нормативное состояние. И, как я уже сказал, мы с вами сделаем это в течение 3-4 лет.

Транспорт.

В Рязанской области достаточно развитая транспортная сеть. Общая протяженность пассажирских маршрутов – более 18 тыс. км. Транспортный пассажирский автопарк области насчитывает 2193 единицы.

В 2011 году за счет собственных средств перевозчиков, обслуживающих межмуниципальные маршруты, закуплено 37 автобусов, для муниципальных предприятий Рязани приобретено 2 автобуса и 5 троллейбусов.

По состоянию на сегодняшний день, парк, конечно, нуждается в дальнейшем обновлении, и эта работа будет вестись с использованием механизмов лизинга, аренды и на основе частно-государственного партнерства.

В 2011 году продолжалась активная работа по оснащению транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Мы одни из лидеров среди регионов России по этой теме. Количество оснащенного транспорта в течение года увеличилось вдвое (с 740 до 1436 единиц). Это позволяет контролировать работу на маршрутах школьных автобусов, Скорой помощи, общественного транспорта.

В целях компенсации перевозчикам расходов, связанных с льготным проездом отдельных категорий граждан, в 2011 году было выплачено более 168 млн. рублей. В бюджете 2012 года на эти цели предусмотрено уже 206,3 млн. рублей, что позволит сохранить льготы людям и практически полностью компенсировать потери доходов перевозчикам.

В 2011 году впервые введено государственное регулирование тарифов на пригородные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом.

Это потребовало увеличения расходов областного бюджета с 34,1 до 141 млн. рублей, но позволило сохранить на уровне прошлого года объем движения пригородных поездов, в то время как в ряде субъектов Российской Федерации вынуждены были произвести их сокращение до 30%.

Завершены проектные работы по реконструкции гидроузла Кузьминск. В текущем году предусматривается начало строительных работ с их окончанием в 2013 году. Реализация проекта позволит не только повысить уровень безопасности гидроузла, но и улучшить условия судоходства вверх по реке Оке.

В 2012 году основной задачей Правительства области в сфере транспорта

останется обеспечение стабильной работы всех его видов и, в первую очередь, имеющих социальное значение – автомобильного и пригородного железнодорожного.

ТЭК и ЖКХ.

Уважаемые депутаты! Сферы, которые без преувеличения затрагивают интересы каждого жителя региона и влияют на качество жизни населения – это ТЭК и ЖКХ. По степени критичности состояние отрасли сравнить можно разве что с дорогами.

Здесь нужны серьезные законодательные и управленческие решения на федеральном уровне, взвешенная тарифная политика, привлечение частного бизнеса в эту отрасль, жесткий контроль за деятельностью предприятий ЖКХ. И я об этом докладывал на личной встрече В. В. Путину достаточно подробно.

Позитивные изменения в отрасли ЖКХ наметились благодаря реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который работает у нас с 2008 года.

В 2011 году в этой программе участвовали 80 сельских и городских муниципальных образований Рязанской области. Общий объем финансирования составил 135,1 млн. рублей.

За счет этих средств был отремонтирован 71 многоквартирный дом, улучшены условия проживания для 7 150 граждан.

На 2012 год на проведение капитального ремонта нашей области выделены средства в размере 192 млн. рублей. Это позволит улучшить жилищные условия еще 9 894 гражданам.

В течение ряда лет мы снижали темпы роста тарифов ЖКХ. Если в 2008 году рост составил 29%, то в 2011 г. – уже 15%.

А в 2012 году тарифы будут подняты только лишь с июля и вырастут в течение полугода по каждому виду коммунальных услуг от 6% до 15%, то есть в расчете на год от 3 до 7,5%.

Тарифные ограничения, при всей их привлекательности с социальной точки зрения, дают, к сожалению, малое поле для маневра, так как основные платежи от прироста тарифов оседают в крупных энергоснабжающих компаниях. Предприятия ЖКХ попадают, таким образом, в зависимость от поддержки государства. Следствием этого, а также отсутствия долгосрочного государственного тарифного регулирования, является отрицательная рентабельность муниципальных предприятий ЖКХ, а значит, их низкая инвестиционная привлекательность.

При этом износ оборудования котельных составляет около 45%, водопроводных сетей и сооружений – 65%, тепловых сетей – 58%, электрических – более 62%.

Несмотря на выделение Правительством Рязанской области для стабилизации работы предприятий 396 млн. рублей, более 50% предприятий по итогам 2011 года получили убытки от основной деятельности, близки к банкротству 25 организаций ЖКХ. Здесь, как я уже сказал, необходимы решения на федеральном уровне.

И все-таки, несмотря на сложную финансовую ситуацию, отопительный сезон прошел в штатном режиме, не допущено крупных аварий и длительных отключений подачи воды, тепло- и электроэнергии населению и объектам социальной сферы.

Были построены и сданы в эксплуатацию такие крупные и социально-значимые объекты как очистные сооружения в р.п. Ермишь мощностью 400 куб. м./сут., позволившие решить проблему очистки стоков всего населенного пункта с подключением вновь строящихся объектов. Завершено строительство системы водоснабжения села Можары Сараевского района (21 км) и села Гавриловское Спасского района (5,8 км).

В 2010 – 2011 годах построено и реконструировано 9 котельных. В том числе, в г. Спас-Клепики, в р.п. Пронск, котельная в г. Касимове с сетями, также проведена реконструкция котельной в пос. Керамзавод в Рязани. На все это потрачено более 198 млн. рублей. Это позволило значительно улучшить теплоснабжение жилых домов и социальных объектов, а также повысить энергоэффективность.

На реализацию мероприятий по энергосбережению в 2011 году выделено почти 208 млн. рублей, приняты две целевые программы, касающиеся замены лифтов.

Отдельно необходимо остановиться на масштабном областном проекте по созданию электросетевого оператора – «Рязанская областная электросетевая компания». В настоящее время предприятие осуществляет свою деятельность по передаче электрической энергии на территории 21 муниципального образования Рязанской области.

Выручка за год работы составила почти 600 млн. рублей, при фактической численности 700 человек, и чистая прибыль по итогам 2011 года – 74,4 млн. рублей, 90% из которой направлено на приведение в порядок подстанций и линий электропередачи. Мы с вами сделали хорошую работу. И я теперь уверен, что в течение нескольких лет все подстанции ЛЭП будут приведены в порядок.

Сегодня можно с уверенностью говорить, что данное предприятие является одним из наиболее успешных и динамично развивающихся.

В 2012 году необходимо:

  • привлечь инвестиции в развитие объектов коммунальной инфраструктуры и создание на территории области крупных объектов по сортировке, переработке и захоронению бытовых и промышленных отходов;
  • создать на территории области региональную систему капитального ремонта многоквартирных домов с включением механизмов финансирования;
  • необходимо также продолжить финансирование крайне востребованных мероприятий по строительству систем водоснабжения, колодцев питьевой воды, а также ряда других жизненно важных объектов.

Земельно-имущественный комплекс.

Основные направления работы в сфере земельно-имущественных отношений – это повышение эффективности использования земельного фонда области, увеличение доходов от использования госимущества, оптимизация учреждений и предприятий государственного сектора, обеспечение земельными участками инвестиционных проектов и программ.

Совместно с органами местного самоуправления начата работа по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей, которых на декабрь 2011 года выявлено 425,8 тыс. га. Поставлена задача перед Минимущества и главами МО обеспечить оформление в полном объеме в муниципальную собственность невостребованных земельных долей с целью вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.

Была продолжена работа по обеспечению эффективного использования земель фонда перераспределения. Всего вовлечено в хозяйственный оборот 184,6 тыс. га, что составляет более 50% от всего фонда перераспределения. В 2012 году эта работа будет продолжена.

В целях реализации задачи по освобождению государственного сектора экономики от несвойственных ему коммерческих функций, была продолжена работа по сокращению количества государственных унитарных предприятий. Так на начало года в областной собственности было 7 государственных унитарных предприятий, сейчас их осталось только 3. Но при этом доходы от прибыли государственных унитарных предприятий выросли в 2 раза по сравнению с плановым заданием на 2011 год.

К сожалению, я не могу этого сказать по МУПам г. Рязани, но это – отдельный разговор, который нам предстоит вести с городской Думой и администрацией Рязани.

Ранее у нас были проблемы, связанные с деятельностью ряда акционерных обществ с участием Рязанской области - «Рязаньэлеватор», «Рязанагропромснаббаза», «Шацкмясо». В результате мероприятий, проведенных Правительством области, сейчас это стабильно и, главное, эффективно работающие предприятия.

За 2011 год доходы областного бюджета от использования и продажи государственного имущества Рязанской области составили 137 млн. рублей. Основная часть поступлений – это доходы от приватизации акций, находящихся в областной собственности, и от аренды государственного имущества.

Более чем в 4 раза по сравнению с плановым заданием превышены доходы от дивидендов на пакеты акций, находящихся в областной собственности.

В 2012 году нам предстоит обеспечить реализацию закона о предоставлении земельных участков гражданам, имеющим 3-х и более детей;

разработать и принять программы кадастра на 2013-2016 годы с целью актуализации кадастровой стоимости различных категорий земель на территории Рязанской области, и выполнить ряд других важных задач, направленных на повышение доходов от использования земли и имущества Рязанской области.

Лесной комплекс и экология.

Несколько слов о работе лесного комплекса. Мы получили его в 2008 году в управление в плачевном состоянии. Огромные площади, сплошь и рядом незаконные порубки леса, малая численность сотрудников существенно затрудняли контроль за работой отрасли. Природные пожары 2010 года усугубили ситуацию.

Начав системную работу по выводу лесного комплекса из кризиса, мы ставили задачу наладить качественный государственный контроль в отрасли. Проблем осталось немало, но многое уже и сделано.

В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2011 года в соответствии с утвержденным сводным планом все противопожарные мероприятия были выполнены в полном объеме.

В целях раннего обнаружения лесных пожаров реализован проект по оснащению вышек сотовой связи системами видеонаблюдения.

В 2011 году увеличена штатная численность специализированного учреждения по тушению лесных пожаров «Пожлес» до 250 человек. Создан региональный пункт диспетчерского управления с круглосуточным режимом работы.

Приобретена специализированная лесопожарная техника в количестве 30 единиц. От министерства обороны Российской Федерации получены 25 водораздаточных станций. На переоборудование их в пожарную технику было выделено 10 млн. рублей из областного бюджета. Все проведенные мероприятия дали положительный результат. В 2011 году по сравнению с 2010 годом ситуация изменилась коренным образом.

За счет средств и сил арендаторов лесных участков и за счет дополнительного финансирования из федерального бюджета проведены работы по расчистке горельника на площади 25 тыс.га. На площади более 90 тыс. га проведено лесопатологическое обследование поврежденных лесных насаждений.

В 2012 году Министерству лесного хозяйства необходимо провести расчистку горельника на площади более 10,5 тыс. га.

Искусственное лесовосстановление в 2011 году выполнено на площади более 5 тыс. га. Арендаторами лесных участков заложено 16 питомников на площади 30 га.

Проведение в 2011 году дней посадки леса положило начало хорошей традиции. В этих мероприятиях приняли участие более 3,5 тыс. рязанцев и высажено более 1 млн. саженцев на площади 248 га.

Из 223 тыс. га леса, находившихся раньше во владении сельскохозяйственных организаций, и где ранее функционировали сельские лесхозы, в федеральную собственность переведено 146 тыс. га. Оставшиеся 77 тыс. га лесов пока ещеимеют статус земель сельхозназначения. Они также будут переводиться в государственный лесной фонд.

В регионе начали действовать два современных предприятия в сфере лесопереработки: это «Ока-Хольц» и «Лесопромышленная компания», с безотходным циклом производства.

На предприятиях производится глубокая переработка древесины, внедряются перспективные ресурсосберегающие и лесовосстановительные технологии. Рекомендую побывать депутатам на этих предприятиях.

Проведена большая работа по выводу «из тени» малых предприятий по переработке древесины. Нам удалось легализовать небольшие пилорамы, которые раньше действовали без разрешительной документации.

В области насчитывается более 190 малых предприятий, работающих в сфере лесозаготовок, обработки древесины и в производстве изделий из дерева. Численность занятых в данном секторе экономики составляет более 5 тыс. человек. А это серьезное количество рабочих мест, которые можно и нужно сохранить, а в перспективе – увеличить. Главное, чтобы они работали «по-белому».

Природные ресурсы и окружающая среда – это будущее наше и наших детей, поэтому Правительство Рязанской области последовательно работает над решением проблем в этой отрасли. Мы ощущаем и вашу депутатскую поддержку в этом вопросе.

По-прежнему сохраняется негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду и загрязнение водных объектов, требует расширения региональная система экологического мониторинга.

В области реализуются мероприятия по строительству современных полигонов твердых бытовых отходов вблизи Сасова и Касимова, по рекультивации свалки в Рыбновском районе. Разработаны проекты строительства полигонов в Сараевском и Шацком районах. Разработана целевая программа создания сети сбора и утилизации бытового мусора в сельских населенных пунктах.

В 2011 году была продолжена работа по утилизации просроченных и пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов с территорий муниципальных районов. Общее количество вывезенных отходов пестицидов и агрохимикатов с территории области составляет более 800 тонн. Но, повторюсь, работы по сохранению экологии и природной среды нам предстоит еще очень много, в том числе, и в законодательном плане.

Развитие местного самоуправления.

Уважаемые коллеги! В 2011 году мы продолжали активную работу по развитию местного самоуправления региона.

Проведена оптимизация структуры и численности муниципальных служащих. Приняты нормативы, устанавливающие единый порядок оплаты труда всех категорий муниципальных служащих. Впервые в области также установлены нормы на содержание органов местного самоуправления поселений.

Сокращена численность муниципальных служащих более чем на 15% (сокращение – 487 человек). Экономический эффект от проведенных мероприятий составил более 130 млн. рублей. Сэкономленные деньги, направлены на решение социальных вопросов в тех же МО.

В 2011 году еще 7 МО перешли на более современные и эффективные формы работы. И мы уверены, что это даст положительные результаты.

Я считаю, что мы должны постоянно мониторить действующее законодательство о местном самоуправлении, осовременивать его, улучшать. И здесь я рассчитываю на вашу эффективную работу.

Социальная сфера.

Несколько слов о социальной сфере. В 2011 году продолжалась работа по приведению социальной сферы в соответствие с современными запросами общества.
Завершена оптимизация систем здравоохранения и общего образования, началась оптимизация сети учреждений культуры, соцзащиты, физической культуры и спорта. Сокращены неэффективные расходы в этих отраслях, что позволило поднять зарплату работникам бюджетных учреждений.

Основным показателем социального благополучия региона является демография.

В 2011 году ситуация несколько улучшилась, хотя и остается достаточно сложной. Рождаемость увеличилась по сравнению с 2010 годом и составила 10,3 случая на 1 тыс. населения против 10,2 – в 2010 году. Существенно снизилась смертность – 16,4 случая на 1 тыс. (в 2010 году было 18,1 ). Уменьшилась естественная убыль населения и составила в 2011 году – 6,1 на 1 тыс. человек (в 2010 году –7,9). Младенческая смертность сократилась на 13% по сравнению с 2010 годом.

По показателям положительной динамики в демографии мы вошли в число 7 лучших регионов РФ и заработали дополнительно на модернизацию здравоохранения приблизительно полмиллиарда рублей, которые, я надеюсь, Минздравсоцразвития отдаст нам уже в первом полугодии этого года.

Достигли мы этой положительной динамики за счет системной реализации комплекса мер по охране материнства и детства, стимулированию рождаемости и снижению смертности.

В целях стимулирования рождаемости, при вашем непосредственном участии был принят областной закон о материнском капитале, устанавливающий выплату в размере 50 тыс. рублей при рождении третьего и последующего ребенка.

В 2011 году разработан и принят региональный Закон «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков на территории Рязанской области», определяющий право многодетной семьи, имеющей троих и более детей, на бесплатное получение земельного участка. Спасибо всему депутатскому корпусу, что вы нас поддержали, и такие важные законы были вами скрупулезно рассмотрены, приняты и уже работают. Четыре семьи уже получили земельные участки. Еще почти 1,5 тысячи оформляют документы. На повышение демографии были также направлены наши решения по увеличению мест в детских дошкольных учреждениях.

Здравоохранение.

Безусловно, определяющим фактором положительных изменений демографических показателей стало улучшение работы системы здравоохранения. В целом, расходы на здравоохранение за период с 2008 года по 2011 год выросли практически в 2 раза. В 2011 году закончена оптимизация сети учреждений здравоохранения и реализован первый этап программы модернизации, основной целью которой является повышение доступности и качества оказания медицинской помощи, усиление профилактической составляющей.

Регион вошел в федеральные программы по совершенствованию медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, пострадавшим в результате ДТП, развитию службы крови, формированию здорового образа жизни населения.

Мы создали в регионе сеть специализированных медицинских центров. На сегодняшний день в области действуют 7 сердечно-сосудистых центров, 6 онкологических, 15 травмацентров, 5 центров здоровья, что позволяет существенно улучшить как выявление заболеваний, так и их лечение, снижая риск летального исхода.

Мы выстраиваем современную систему родовспоможения. Головным является перинатальный центр, в саму сеть войдут 6 межмуниципальных роддомов и родильные отделения в ЦРБ. Все они будут заведены в единую информационную систему, и таким образом каждая мама и каждый ребенок будут под контролем. Региональный перинатальный центр был открыт в марте прошлого года. Клиника, рассчитанная на 130 мест, обеспечена современным оборудованием для лечения, функциональной и ультразвуковой диагностики, физиотерапевтических процедур. В центре оказывают все виды специализированной высокотехнологичной помощи в области акушерства, гинекологии, неонатологии. В. В. Путин назвал наш перинатальный центр «настоящим медицинским дворцом», высоко оценил его современное оснащение и профессионализм коллектива.

Условно говоря, скелет системы здравоохранения создан. Качество ее работы теперь будет зависеть от слаженности функционирования всех ее ветвей. Главной отныне стала работа с людьми. Стоит задача в разы увеличить охват населения диспансеризацией, усилить первичную диагностику и профилактику заболеваний.

В 2012 году планируется открыть еще 2 центра здоровья на базе Касимовской и Ряжской ЦРБ, приобрести мобильный центр здоровья для детского консультативного диагностического центра.

В прошедшем году существенно улучшена материально-техническая база учреждений здравоохранения: отремонтировано 46 помещений больниц, поставлено 620 единиц современного медицинского оборудования, 208 единиц автотранспорта, что позволило активизировать и развить выездные формы работы учреждений здравоохранения. В текущем году выездные формы работы будут совершенствоваться, и это станет системой и нормой.

В 2011 году в районы области выезжали мобильные бригады специалистов областных лечебно-профилактических учреждений. Медработники провели прием около 9 тысяч жителей отдаленных населенных пунктов региона. Специалисты центральных районных больниц и фельдшерско-акушерских пунктов в минувшем году совершили 15530 выездов. По результатам обследований на лечение было направлено 7445 больных.

В практику вошли выезды в районы мобильных бригад Рязанского медицинского университета.

Молодые врачи-специалисты проводят приемы в участковых сельских больницах и ФАПах. Они по нескольку раз побывали, практически, во всех районах области. В результате, несколько тысяч жителей региона прошли осмотры, получили необходимые консультации и медпомощь. Я благодарю руководство, сотрудников и студентов медуниверситета за эту работу и уверен, что она будет успешно продолжаться.

В 2012 году капитальный ремонт будет проводиться в 33 учреждениях здравоохранения. Планируется приобретение 719 единиц медицинского оборудования, внедрение современных информационных систем в 72 учреждениях здравоохранения.

В прошедшем году открыты 7 офисов врачей общей практики в районах области и в г. Рязани. Это крайне важная форма работы. В текущем году должны открыться еще 7 таких офисов.

В результате реализации программы модернизации рост заработной платы работников государственных медицинских учреждений в среднем составил 29,4%, муниципальных – 41,1%.

Одновременно с увеличением зарплаты растут требования к качеству медобслуживания.

Признаем честно, пока качество далеко еще не всегда соответствует современным требованиям и удовлетворяет пациентов. В том числе это связано с недостаточно высокой квалификацией врачей и медсестер. Вместе с Минздравом РФ мы готовим серьезную переаттестацию всего медперсонала.

Обеспечение населения жизненно необходимыми лекарственными средствами в 2011 году осуществлялось за счет федерального и областного бюджетов.

Из областного бюджета на бесплатное лекарственное обеспечение жителей области выделено 131,6 млн. рублей, это на 50,4% больше уровня 2010 года. Также дополнительные средства в сумме 11,7 млн. рублей. выделены для лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями (в 2010 г. – 7 млн. рублей).

В рамках областных целевых программ приобретено медикаментов на сумму 85 млн. рублей. С целью увеличения доступности лекарственной помощи сельскому населению ФАПам и амбулаториям выдано 249 лицензий на осуществление фармацевтической деятельности. Открыто дополнительно 19 аптечных пунктов от аптечного склада «Рязань-Фармация».

Образование.

Не менее масштабная работа шла в системе образования. Начиная ее, мы ставили задачу: дети, независимо от места проживания, статуса и достатка их родителей должны получать бесплатное, качественное образование, чтобы у них были одинаковые стартовые условия, возможность продолжить учебу после школы. В целом, задача отрасли – подготовить конкурентоспособного выпускника.

Безусловно, качество образования в первую очередь зависит от учителя, который должен получать достойную, справедливую заработную плату. Квалифицированный, честно работающий педагог не должен быть бедным.

Введение новой системы оплаты труда позволило в 2011 году увеличить заработную плату работников государственных образовательных учреждений в среднем за год на 19,9%, муниципальных – на 21%.

Охват детей услугами дошкольного образования увеличен до 76%. Это стало возможным за счет строительства новых и реконструкции действующих детских садов, а также перепрофилирования помещений. В результате, было создано 3275 новых мест для детей дошкольного возраста. Это один из лучших в РФ показателей из расчета на тысячу жителей.

Проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях полностью решена в 14 муниципальных образованиях области.

Мы продолжим решать задачу полного обеспечения местами в ДОУ детей-трехлеток и сделаем это уже к концу 2012 году. Это очень важно, так как устройство детей в детсады позволит их мамам выйти на работу, и тем самым пополнить семейный бюджет.

С 1 сентября в регионе введены новые государственные образовательные стандарты, по которым начали обучение всех первоклассников. Поставлено современное учебное оборудование, а также оборудование для медицинских кабинетов и школьных столовых; увеличена пропускная способность сети Интернет; пополнены фонды школьных библиотек; приобретен необходимый школьный автотранспорт.

В 52 образовательных учреждениях проведен капитальный ремонт (в 15 учреждениях – полный, в 37 – частичный), во всех учебных заведениях – текущий и косметический ремонт, на эти цели было направлено 283,5 млн. рублей. Таких средств на капремонт мы еще никогда не направляли.

Введены в эксплуатацию 9 новых объектов образования, в том числе 2 школы и 7 детских садов, проведена реконструкция школы в г. Касимове и 2-й очереди общежития Кадомского технологического техникума.

В 2012 году мы продолжим работу по модернизации образования. На эти цели из бюджета будет выделено 530 млн. рублей.

Одним из приоритетов станет реформирование сети учебных заведений начального и среднего профобразования. Мы ставим цель – максимально сократить разрыв между потребностями в профессиях и специализацией выпускников колледжей. В итоге – обеспечить высокий уровень подготовки «рабочей аристократии», о которой говорил В.В. Путин в своих программных статьях.

Социальная защита и социальное обслуживание.

В сфере социальной защиты населения наибольшее внимание уделяется поддержке наименее защищенных категорий граждан: детей-сирот, детей-инвалидов, многодетных семей, ветеранов и инвалидов, пожилых людей. В 2011 году на эти цели было выделено более 5 млрд. рублей (седьмая часть регионального бюджета).

Особая забота – это инвалиды. В 2011 году приобретены технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия на сумму 271 млн. рублей что позволило обеспечить 91,3% нуждающихся (для сравнения, в 2010 году – 61,2%).

Для повышения качества жизни детей-инвалидов, их реабилитации, поддержки родителей принята соответствующая целевая программа на 2012-2014 годы с объемом финансирования 15,5 млн. рублей.

В 2012 году планируется разработать проект региональной ДЦП «Доступная среда», направленный на создание комплексной системы реабилитации инвалидов и их социальной интеграции.

В течение 2011 года из средств регионального бюджета материальную поддержку получили около 62 тыс. граждан, имеющих детей. Сумма расходов составила почти 344 млн. рублей.

В числе приоритетов остается обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В прошедшем году на приобретение жилья для детей-сирот из бюджета было выделено почти 240 млн. рублей. На эти деньги приобретено жилье для 250 человек.

В прошлые годы хронически не выполнялись задачи по обеспечению жильем детей-сирот. Были суды, много шума, но сейчас все приведено в нормальный режим и потребность 2011 года полностью закрыта. В настоящее время сформирована новая очередь (234 человека), у которых право на получение жилья наступает в 2012 году. Для обеспечения жильем 206 человек в областном бюджете предусмотрено 195,7 млн. рублей, для 28 планируется приобрести жилые помещения за счет средств федерального бюджета.

Увеличен размер компенсаций на содержание детей, находящихся в семьях опекунов, попечителей и приемных родителей (на ребенка дошкольного возраста ежемесячно выделяется 6000 рублей, на школьника – 7200 рублей). Ежемесячное вознаграждение приемного родителя индексируется с 2011 года и сегодня составляет 2662 рубля.

По итогам года выросло количество детей-сирот, взятых в приемные семьи. Увеличилось также количество приемных семей с 323 до 366.

В 2011 году за счет федерального бюджета обеспечено жильем 1084 ветерана, проживающих в Рязанской области (объем субсидий – 1,2 млрд. рублей).

Все ветераны Великой Отечественной войны, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, будут обеспечены жильем до конца 2012 года. Оказана помощь участникам войны в ремонте жилья. Ее получил 631 человек, на сумму почти 46 млн. рублей (в 2010 году – 251 человек, на сумму чуть более 12 млн. рублей).

Знаковым событием в минувшем году стало принятие программы «Старшее поколение», в рамках которой социальные услуги получили 1300 жителей сельской местности из отдаленных населенных пунктов. Начали действовать «Университеты третьего возраста», где прошли обучение более 1200 граждан пожилого возраста. Эти люди с восторгом восприняли возможность обучения, работы на компьютерах, надо эту практику продолжить во всех МО.

Службы «Социальное такси», созданные в 7 муниципальных районах области, доставляют нуждающихся пожилых людей в лечебно-профилактические учреждения и другие социально-значимые объекты.

В 2011 году проведены мероприятия по предоставлению временного приюта для лиц без определенного места жительства. В этом году в Криуше для них заработал «Центр социальной адаптации», рассчитанный на 15 мест.

Развитие культуры и туризма, спорт.

Теперь о культуре, туризме и спорте. В 2011 году мы увеличили расходы на культуру в 1,6 раза по сравнению с 2010 годом. Они составили 950 млн. рублей.

Начата реализация программы «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011-2015 годы», в рамках которой осуществлен ремонт Рязанского государственного областного театра кукол. Постепенно мы обновим все рязанские театры. Спасибо депутатам за поддержку в этом вопросе. С 2012 года принята программа укрепления материально-технической базы сельских домов культуры.

В этом году планируется разработать долгосрочную целевую программу по развитию региональных музеев, что также очень важно для сохранения нашей культуры и традиций.

Одним из основных направлений является развитие внутреннего и въездного туризма. В 2011 году Рязанская область в числе 5 регионов России вошла в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Так как Рязанская область не входит в туристический маршрут Золотого кольца, это было трудно сделать, и пришлось использовать все свои лоббистские возможности, чтобы добиться включения в программу.

Из федерального бюджета в область по этой программе поступят средства в объеме 883 млн. рублей на строительство инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Рязанский», включающего в себя аквапарк «Окская жемчужина» и яхт-клуб. 320 млн. рублей из этой программы регион уже получил в 2011 году.

Мы планируем воссоздать исторический облик родины замечательного поэта Сергея Есенина. В частности, построить въездную зону в с.Константиново, реконструировать дом Лидии Кашиной. Все эти объекты мы будем строить на основе частно-государственного партнерства.

Объем частных инвестиций составит более 2 млрд. рублей. Реализация проекта даст дополнительный импульс развитию прилегающей территории, формированию новых направлений туризма: делового, рекреационного, круизного.

Спорт.

В 2011 году приоритетным в области спорта было развитие массовой физической культуры.

Число занимающихся по сравнению с 2010 годом увеличилось более чем на 9 тыс. человек.

В 2011 году прошло 300 спортивно-массовых мероприятий различного уровня для всех категорий населения, в которых приняли участие свыше 100 тыс. человек.

В марте 2011 года мы открыли после реконструкции стадион «Олимпиец», а при нем «Центр спортивной подготовки олимпийцев». 30 наиболее талантливых рязанских спортсменов, реальных кандидатов в сборные команды России по различным видам спорта, теперь имеют возможность вести целенаправленную подготовку к международным соревнованиям и Олимпийским Играм, получив, в том числе, и финансовую поддержку.

Я выше уже говорил, что мы ввели в эксплуатацию ряд крупных спортивных объектов, в том числе крытый тренировочный каток с искусственным льдом в Рязани, спортивный корпус в г. Скопине.

В 2011 году мы продолжили строительство физкультурно- спортивных комплексов (ФСК). Необходимо отметить, что подавляющее большинство жителей активно поддерживают нашу позицию. Бывая в районах, посещая новые спортивные комплексы, еще раз убеждаюсь – мы с вами на правильном пути. Люди разных возрастов активно посещают ФСК, занимаются спортом в отличных условиях, укрепляют свое здоровье.

В 2012 году планируется закончить строительство физкультурно-спортивных комплексов в г. Сасово; в г. Шацке и в Новодеревенском районе. Продолжится строительство ФСК в р.п. Ермишь.

Активно идет работа по подготовке проектно-сметной документации Центра гребного спорта «Сынтул». Наша задача – на базе Центра построить самую современную спортивную базу для проведения соревнований и тренировок членов сборной команды России по гребле на байдарках и каноэ и подготовки юных рязанских спортсменов.

В 2012 году администрация города Рязани передаст в областную собственность Центральный спортивный комплекс. Совместно с Минспортом России будет проведена реконструкция комплекса и его подготовка к футбольному чемпионату мира 2018 года для получения статуса резервного стадиона игр.

Молодежная политика.

Занятия спортом, здоровый образ жизни должны стать жизненным принципом нашей молодежи. Рязанские юноши и девушки в большинстве своем активны и образованы. Поддержка наиболее талантливых – одно из основных направлений молодежной политики.

В 2011 году успешно работали советы молодых специалистов, которые объединяют более 500 молодых людей. Действует программа по выявлению, поддержке и трудоустройству наиболее инициативных выпускников вузов «Интеллектуальные ресурсы».

Благодаря проводимому конкурсу «Молодой ученый года им. академика И.П. Павлова» в 2 раза увеличилось число заявок на изобретения от молодых инноваторов.

Продолжает работу молодежная школа предпринимательства, которая позволяет молодым людям разработать бизнес-проекты и реализовать их.

В 2011 году более 1500 молодых людей приняли участие межрегиональных, всероссийских и международных молодежных мероприятиях, как в России, так и за рубежом, что, несомненно, дает дополнительные возможности для самореализации.

Одним из важных результатов в 2011 году можно считать предоставление 108 молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья в общей сумме почти 72 млн. рублей.

«Знаковым» событием 2011 года стала большая работа волонтеров из числа молодежи по пропаганде здорового образа жизни в рамках акции «Цени свою жизнь», которая затронула практически всю область. В течение года в акции приняли участие более 50 000 человек.

Были проведены массовые молодежные акции, посвященные борьбе с табакокурением и наркотиками, в которых приняли участие более 3000 человек.

В 2012 году совместно с вами, уважаемые депутаты, будет разработана комплексная региональная программа поддержки молодых специалистов, преимущественно социальной сферы и сельского хозяйства, продолжится работа по поддержке молодежных проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, начнет действовать «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе». Мы отлично понимаем, что молодое поколение – наша главная ценность, интеллектуальный и духовный ресурс, за ним – будущее и региона и всей России. Мы обязаны помочь молодым выбрать правильные жизненные ориентиры, достойно реализовать себя, найти свое место в жизни.

Уважаемые коллеги!

Как Губернатор Рязанской области я, в первую очередь, ориентируюсь на запросы людей, интегрируя их в конкретные системные решения.

Большое подспорье в работе оказывает Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, открытый в Рязани. Он снял очень много вопросов, с которыми обращаются люди. Центр работает по принципу «одного окна» и оказывает 6 видов федеральных, 47 региональных, 34 видамуниципальных услуг в различных сферах нашей жизни. Центр значительно облегчает людям получение необходимых документов, сокращает время хождения по инстанциям. Подобные центры планируется открыть и в районах области.

Во всех муниципальных образованиях районов и городских округов работают мои приемные. В Правительство региона в 2011 году поступило 10926 обращений. По каждому обращению там, где возможно, принято положительное решение, в других случаях дано разъяснение.

Я далек от мысли, что у нас все сделано и все в порядке в этом направлении. Однако цифры подтверждают – мы на правильном пути.

К сожалению, пока не выстроена система эффективной обратной связи с населением на местном уровне.

Например, в 2011 году к муниципальной власти поступило 159 тыс. 898 обращений. Но из тех обращений, что поступили ко мне, большая часть вопросов относится именно к полномочиям местной власти. Ситуация требует, чтобы руководители муниципальных образований в корне пересмотрели подход к этой очень важной работе, чтобы люди местной власти больше доверяли. Для этого надо всячески стремиться их проблемы решать.

Хочу отметить, мой критерий, и подход, и требование ко всем подчиненным: если имеешь хоть малейшую возможность помочь человеку – помоги.

Спасибо за внимание.