Подходит к концу 2010 год, и, как и год назад, я решил со страниц газеты поделиться с рязанцами своими мыслями о том, как, на мой взгляд, развивается сегодня наша область, к чему мы пришли, что мешает и что помогает двигаться дальше. Если в прошлой моей статье я постарался рассказать о своем видении положения дел в регионе, перспективах социально-экономического развития, то сегодня мне хочется проанализировать то, что произошло за это время, и понять, что сегодня наиболее важно для самого рязанского общества, и чего нам не хватает, чтобы регион развивался интенсивно, а люди жили лучше.

Нам многое пришлось пережить вместе за этот год. В кризисном 2009-м тоже было непросто всем, но общими усилиями мы смогли сохранить управляемость, не допустили серьезного экономического спада и перекосов в финансировании социальной сферы, которые могли стать разрушительными для рязанского общества. По большому счету, тогда вся наша работа была направлена на создание прочной базы для дальнейшего развития экономики и социальной сферы Рязанской области. Мы определили «точки роста» и стратегические направления, начали решать те проблемы, которые можно было решить на региональном уровне административным путем. Все, о чем я говорил тогда в статье, какие задачи ставил, остается актуальным и сегодня, своего мнения о том, как должен развиваться регион, я не поменял.

В начале 2010 года мы взяли хороший темп, строили планы на ближайшее будущее. Но жестокая засуха аномально жаркого лета и страшные лесные пожары внесли свои коррективы.

И сейчас, когда этот год подходит к концу, я могу сказать, что, пожалуй, он стал одним из самых напряженных за последние годы в моей жизни, как, наверное, и в жизни большинства рязанцев. Пришлось испытать целый спектр чувств – от шока и глубокой досады от случившегося, до надежды, воодушевления и гордости. Гордости, прежде всего, за рязанцев, за наших земляков. Десятки и сотни людей разных профессий, жизненных и политических взглядов, живущих в самых разных районах области, не договариваясь, без какой-либо команды объединились с тем, чтобы противостоять стихии. Рискуя здоровьем, а иногда и жизнью, наравне с рязанцами, тушили пожары и те, кто прибыл к нам на помощь из других российских регионов и даже из-за рубежа. Спасибо им за это.

Все то, что произошло жарким летом 2010-го, заставило не то, чтобы пересмотреть наши планы, но взглянуть на происходящее другими глазами. Это стало для власти и всего общества тяжелым уроком, выявило многие проблемы, пробелы, недостатки. Но в то же время, общая беда сплотила всех нас, заставила мобилизовать все ресурсы, показала истинную силу общества.

Я глубоко убежден: выдержав такую серьезную проверку на прочность, мы вполне можем утверждать, что вместе нам по силам преодолеть любые сложности, которых, к сожалению, пока немало.

В течение двух месяцев днем и ночью шла упорная работа по разбору завалов и строительству домов. Было тяжело. Но все старались, работали напряженно и добросовестно. Наши усилия не остались незамеченными, и Рязанский регион не раз был поставлен в пример остальным, и по объемам, и по качеству выполненной работы. Конечно, это приятно. Тем более, что из пожаров область вышла на две недели позже, чем остальные регионы, притом, что мы понесли наибольшие потери, а располагали наименьшим финансовым ресурсом. Нам была оказана беспрецедентная поддержка со стороны федерального центра, именно она во многом помогла нам сделать так много за такое короткое время.

В построенных домах есть вода, газ, электричество, канализация, телефонная связь, спутниковое телевидение, интернет. Уверен, не многие жили раньше в таких комфортных условиях. Мы сделали в поселках нормальные дороги, уличное освещение, завершаем создание необходимой социальной инфраструктуры. Все это позволит людям жить современно, цивилизованно. Вот так и должно быть. Везде. Одной из наших стратегических задач было и остается создание таких качественных условий жизни во всех без исключения населенных пунктах Рязанской области. И постепенно мы это сделаем.

Но здесь неизбежно возникает еще одно соображение. Стихия – это и есть стихия, чрезвычайная ситуация. А жить мы должны каждый день, и обустраивать нашу жизнь все-таки следует не в пожарном порядке, не ожидая, что придет какой-то добрый дядя, все построит, деревья посадит, заборы покрасит и мусор уберет. Да еще и детей наших воспитает, выучит и работать научит. Я хочу сказать о том, что помогать надо по-настоящему слабым, социально незащищенным; нельзя поощрять иждивенчество среди взрослых трудоспособных людей. А примеры не очень красивые, к сожалению, были и есть, когда даже к собственному дому, собственному двору, улице человек рук не хочет приложить, сидит и ждет, что все ему дадут, все ему положено. Такому сколько ни помогай, всегда будет мало, а главное, не впрок.

Общество требует от власти ответственного, системного решения наболевших проблем. Это абсолютно правильно. Вместе с тем я хочу, чтобы у каждого рязанца сложилось четкое понимание и своей личной ответственности за все, что он делает, неравнодушия к тому, что происходит рядом. Нам никто не спустит сверху счастливую благополучную жизнь, мы сами должны работать, не покладая рук, стремиться к лучшему, повышать уровень культуры, уровень собственной ответственности. Зачастую рядом совершаются правонарушения, даже преступления, мы это видим и почему-то предпочитаем не замечать, молчим, ничего не предпринимаем, авось нас не коснется. А ведь касается. Далеко за примером ходить не надо – пожары, которые случились этим летом. Почему область горела? Инопланетяне костры жгли в жару?

Статистика – жесткая штука. Причина подавляющего большинства возгораний – человеческий фактор. Вопиющая халатность отдельных граждан, пофигизм: костерок разожгли, шашлыков поели, а после нас хоть потоп…. Поднялся штормовой ветер, и полыхнули очаги и очажки, ищи потом виноватых! Все мы, все рязанское общество должны быть нетерпимы к таким вещам.

Поймите правильно. Я не перекладываю ответственность за произошедшее этим летом только на пресловутый человеческий фактор – это лишь одна сторона проблемы. Надо честно признать, что существующая система работы лесоохранных ведомств, пожаротушения оказалась не готова противостоять стихии такого масштаба. Выводы, безусловно, сделаны.

Уже сейчас на федеральном и на региональном уровне принимаются системные решения для того, чтобы не допускать таких тяжелых последствий лесных пожаров. Это и новые подходы к охране лесов, к их восстановлению, к контролю за противопожарной ситуацией, и новые принципы размещения населенных пунктов в лесных зонах, и в целом в строительстве жилья усадебного типа. Все это обязательно будет делаться.

Уже в процессе восстановительных работ после пожаров, когда мы начали строить дома погорельцам, пришлось столкнуться еще с одной проблемой. Оказалось, что многие, надеясь на «авось», не страховали свои дома, не оформляли должным образом имущество. И было очень трудно потом доказать, что сгоревший при пожаре дом принадлежал конкретному человеку, выяснить, собственник он или нет, каков состав семьи, имеет ли он право на компенсацию.

В этом особом случае, когда произошла чрезвычайная ситуация, мы на многое закрывали глаза, шли навстречу, помогали. А ведь многое из того, что мы делали для погорельцев, даже не предусмотрено законом. И в этом случае мы руководствовались только гуманными соображениями, доброй волей и прямыми поручениями федерального центра. А как бы люди выходили из ситуации, если бы их дом сгорел не от природного пожара? На чью непредусмотрительность пенять в таких случаях?

Да, страховка стоит денег. Но практика показала, что такие вещи окупаются. Человек должен заботиться о своем имуществе. Это же его капитал, его собственность, это то, что останется его детям и внукам. Здесь не должно быть безответственного отношения, прежде всего, к себе, к обустройству своей жизни, к своим близким, в конце концов!

Есть и другие примеры этого лета. О пожарах говорили и писали много. Всеми силами мы отстаивали леса и населенные пункты у огненной стихии, а на полях и фермах шла другая, не такая заметная борьба – наши крестьяне боролись с засухой. Погибла значительная часть урожая, пострадали и зерновые, и овощные культуры, особенно картофель. Но аграрии справились достойно, полностью обеспечив регион всех необходимым, в том числе кормами. Кроме того, поддержка федерального центра, выделенные и вовремя перечисленные хозяйствам средства позволили эффективно преодолеть последствия засухи, нормально подготовиться к осенней посевной, создать хороший задел на зимовку и будущий урожай.

Для меня один из главных смыслов этого жаркого 2010 года в том, что даже в таких непростых условиях, когда еще не до конца преодолен кризис, когда пришлось огромные усилия направить на ликвидацию лесных пожаров, минимизацию последствий засухи, мы можем делать гораздо больше и эффективнее, чем делаем в обыденной жизни. Нам удалось, несмотря на все трудности, продолжать осуществлять масштабные преобразования в социальной сфере, вести серьезную работу по выравниванию экономики региона, существенно продвинуться вперед в улучшении инвестиционного климата. И результаты будут видны каждому жителю области уже в 2011-2012 годах. Все это еще больше убеждает в том, что цели в стратегическом развитии Рязанской области выбраны правильно.

Все, что делается в регионе, делается в первую очередь, для людей и только для людей. Жители региона справедливо хотят улучшения качества образования, здравоохранения, качественных изменений в оказании услуг ЖКХ, дорожной отрасли. И решать существующие в области проблемы, реализовывать поставленные задачи нам предстоит вместе. Дело в том, что единолично определить цель и тем более достигнуть ее невозможно. Не сработает принцип доброго волшебника из сказки. Мы с вами вместе решаем, как и что надо делать.

Основной принцип моей работы – ориентироваться на запросы общества, высказанные и в обращениях граждан, и в соцопросах, и через СМИ. Понятно, что желания и просьбы отдельных людей очень разные, порой противоречивые. Так и должно быть. Моя задача – в этом частном найти общее. Поэтому я стараюсь ориентироваться на большинство, принимать системные решения, и систему стремлюсь создать такую, которая приведет к «точке невозврата». Невозврата к старому, косному, когда все катится по инерции. При этом люди могут быть недовольны какими-то частными вещами или кем-то из чиновников, какой-то отдельно взятой администрацией, и они имеют на это полное право. Ну и что: без сбоев не бывает. Нужно понимать, что всем свой ум не вставишь, и невозможно «отпахать» за всех. А вот внедрить системный подход можно и нужно. Для меня главное, чтобы созданная мной система работала на улучшение качества работы с людьми, на повышение качества жизни в обществе, в котором мы живем. Не зря говорят: «порядок бьет класс».

В этом году было много значимых событий, самое главное из них – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы постарались сделать все возможное для того, чтобы юбилей этого великого дня в истории нашей страны прошел на достойном уровне, чтобы ни один из наших дорогих ветеранов не почувствовал себя забытым и обойденным вниманием со стороны общества и государства. Торжества в честь юбилея Победы состоялись во всех городах и населенных пунктах Рязанской области. А подготовку к юбилею Победы мы начали задолго до 9 мая.

Осенью прошлого года в Рязани началась реконструкция главного памятника, посвященного героям Великой Отечественной войны, – мемориального комплекса на площади Победы, с особой тщательностью были приведены в порядок все обелиски на территории Рязанской области, все места воинских захоронений.

Более 9 тысячам ветеранов Великой Отечественной войны из областного бюджета были предоставлены дополнительные мерысоциальной поддержки. На эти цели было направлено около 27 млн. рублей областного бюджета.

Приоритетом, конечно, стала для нас работа по обеспечению ветеранов жильем. К праздничной дате свои жилищные условия улучшили 262 ветерана. Всего в 2010 году новое жилье получат 1158 ветеранов, и эта работа будет продолжена в следующем году. К сожалению, не всех можно признать нуждающимися с точки зрения действующего законодательства, поэтому я принял решение выделить часть средств из резервного фонда, и за счет этого мы помогли многим фронтовикам с ремонтом жилья.

Считаю, сколько бы мы ни делали для наших ветеранов Великой Отечественной войны, мы все равно не сможем в полной мере отдать им наш сыновний долг. Пока я – Губернатор, буду стараться использовать любую возможность, чтобы их поддержать. Их мужество и самоотверженность в те годы поразили весь мир. Равнозначного подвига в мире никто еще не совершил и молодому поколению есть, на кого равняться. Искренне верю в то, что этот нравственный стержень в нашем обществе будет всегда, что нынешняя молодежь будет достойна своих дедов и прадедов.

Мы провели ряд акций по вручению ветеранам автомобилей. Честно признаюсь, очень нелегко было решать вопрос по изыскиванию средств на автомобили. Такой государственной программы, к сожалению, нет, и пришлось много работать со спонсорами, чтобы эти акции состоялись. И я очень рад, что в течение года мы смогли, привлекая спонсорские средства, обеспечить автомобилями в общей сложности 113 фронтовиков. Это орденоносцы, имеющие ранения, достойнейшие из достойных.

С сожалением вынужден констатировать, что таких спонсоров – единицы. Точнее – один. Только ТНК-ВР охотно откликнулось на наше предложение провести такую акцию. А что же местный бизнес? Предпочел отсидеться и не участвовать в этом мероприятии. Жаль. Значит, не воспитали мы еще в рязанских бизнесменах должную социальную ответственность. А они ведь тоже чьи-то дети и внуки, скорее всего, и их деды и прадеды тоже воевали…

Общество должно ценить человека не по тому, насколько он богат, а насколько он, имея крепкое материальное положение, общественно и социально ориентирован. Насколько он скромен, не кичится своим богатством, а активно участвует в поддержке общественно-значимых мероприятий и акций. Не гонки по Швейцарии надо устраивать, а тем же старикам помочь. На нас же смотрит молодежь, и определяет для себя, в чем искать смысл жизни и как себя позиционировать в обществе. И если мы хотим из своих детей воспитать достойное поколение ответственных, образованных, порядочных людей, с активной гражданской позицией, мы должны создать вокруг них соответствующую среду. Они же все видят и понимают, делают выводы. Надеюсь, что правильные.

Веру в закон и справедливость разрушить очень легко. Чего стоит афера с автосалоном «Евразия», жилищным комплексом «Кайман», фирмой ДВК, в которых обманывали далеко не самых богатых людей. Я получил десятки обращений от таких рязанцев, пострадавших от мошенников. Для людей – мошенничество в чистом виде, для этих деятелей – маркетинговый ход. Надеюсь, что в уголовном кодексе найдется более четкое определение таким «ходам».

Вопрос этот, к сожалению, лежит не в плоскости полномочий регионального Правительства. Но и игнорировать такие случаи я тоже не мог, поскольку пострадали люди, жители нашего региона, поэтому принимаю и буду принимать соответствующие меры.

Задача власти – работать для людей. Можно сколько угодно говорить о трудностях, долго и нудно объяснять, почему не получилось, но конструктивность и успех заключаются, в первую очередь, в том, что надо упорно и целенаправленно делать дело. И тогда результат будет. Все органы власти, общественные организации, объединения предпринимателей должны работать над тем, чтобы создать в регионе условия для спокойной и нормальной жизни, для развития, чтобы каждый человек видел определенную перспективу своей жизни, грамотно использовал свои возможности с учетом условий, которые предоставляет государство.

Нормальные условия необходимы для того, чтобы решить больной для большинства рязанцев жилищный вопрос. Чтобы жилье стало по-настоящему доступным, в том числе для молодых семей и работников бюджетной сферы, надо и больше строить, и повышать заработную плату в регионе, и снижать плату за кредиты, увеличивая срок ипотеки. Да, для поддержки молодых семей и ряда других категорий населения, в том числе на селе, действуют специальные областные программы. Но это капля в море. Потребность гораздо выше. Мы должны и обязательно будем развивать ипотечные программы, стремиться к снижению процентных ставок по кредитам, что сделает их более доступными. Ипотека способна оживить рынок недвижимости и в целом строительную отрасль.

И здесь я хотел бы обратиться к строителям и застройщикам: стремитесь заработать не за счет бесконечного повышения цен на квартиры, а за счет количества построенных домов, экономного расходования стройматериалов, скорости и качества работы. И вы увидите, что можно не только больше зарабатывать, но и заслужить авторитет в обществе.

Каждый глава муниципального образования должен создавать максимально комфортные условия для жилищного строительства, выделять подготовленные со всеми коммуникациями площадки для массового малоэтажного строительство жилья. Я уже неоднократно приводил в пример главу Новодеревенского района, который организовал такое строительство. Условия такие, что только приходи и строй. Люди уже живут в своих построенных домах. Это реально опробованный способ улучшить жилищные условия людям на селе, он прекрасно работает. Жду от глав других районов такой же работы.

Сейчас появились очень неплохие технологии быстровозводимого относительно дешевого жилья. Нам необходимо шире их использовать, к тому же в регионе есть предприятия, которые этим занимаются. Этот опыт должен быть распространен повсеместно.

Во многом благодаря тому, что регион вовремя подготовился и хорошо отработал адресные программы расселения аварийного жилья с участием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, мы смогли начать системно решать проблему ветхого и аварийного жилья в регионе. Только в течение 2010 года переселены в новые комфортные квартиры и дома более тысячи человек. Это беспрецедентный для области факт. Всего по этим программам за 2009 и 2010 годы в благоустроенное жилье в Рязанской области будет переселено порядка 7,8 тыс. человек, ликвидировано 150 аварийных домов площадью около 50 тыс. кв.м.

На сегодняшний день в области капитально отремонтировано порядка 1 тысячи 300 многоквартирных жилых домов. Это также было сделано в рамках целевой программы. Вот те реально работающие условия, которые способствуют улучшению качества жизни людей. В домах отремонтированы крыши, подъезды, лестничные площадки, установлены новые лифты. Настроение у людей другое появляется. В 2011 году капитальный ремонт будет проведен еще в 230 домах.

Но люди должны активнее брать на себя функцию управления домами. Это – их право. Заключая договор с управляющей компанией, жильцы нанимают специалистов по обслуживанию их дома. А это значит, что имеют все основания спрашивать за огрехи и недоделки со всей строгостью, чтобы не получилось так, как с печально известной компанией «Евростандарт» (Название-то какое звонкое!). Контроль должен быть и за процессом учета потребления энергоресурсов, уборкой мусора, благоустройством территорий. А местные власти должны помогать людям в этом. И только так, опираясь на активную позицию людей, можно справиться с проблемами жилищно-коммунального комплекса.

Много лет не решалась проблема с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если общество не способно защитить и дать все необходимое таким детям – по-моему, это позор. Я поставил задачу в 2011-2012 годах ликвидировать копившуюся десятилетиями очередь, а начиная с 2013 года приобретать в течение года столько квартир, сколько детей, не имеющих жилплощади, будут выпускаться из интернатных учреждений.

В 2011 году жилищный вопрос будет решен для порядка 600 военнослужащих и их семей. Достигнутые договоренности с Министерством обороны РФ позволяют нам строить такие планы.

Отсутствие жилья зачастую становится для молодых семей причиной, из-за которой они откладывают рождение детей. Это недопустимо при той крайне неблагополучной демографической ситуации, которая, к сожалению, сложилась сегодня в Рязанской области.

По данным Госкомстата РФ за 2008 год по уровню смертности мы занимаем 8 место по РФ. По показателю рождаемости – лишь 79-е. Последние несколько лет хоть и демонстрируют некоторое улучшение: чуть-чуть увеличилась рождаемость, незначительно, но уменьшилась смертность населения, но кардинальных изменений не произошло. Плюс, аномальные условия этого лета также негативно сказались на уровне заболеваемости и смертности в регионе.

Мы стремимся использовать все возможности для роста рождаемости в регионе, выстраивать эффективную и реально работающую систему государственной поддержки материнства и детства, молодых семей. Все, что мы делаем сегодня, мы делаем для наших детей, будущих поколений. Как сказал Президент России Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ: «Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции».

Мы должны обеспечить жителям всей области независимо от места проживания доступную и качественную медицинскую помощь в полном объеме. С этой целью ведется модернизация здравоохранения.

Высокотехнологичная медицинская помощь, создаваемая в регионе, работа по оптимизации сети ЛПУ, избавление от неэффективных расходов в отрасли позволят значительно улучшить качество медицинской помощи, повысить зарплату врачам.

Убогость сельских больниц и поликлиник с устаревшим оборудованием должна навсегда уйти в прошлое. Мы создаем современную, эффективную трехуровневую систему оказания медицинской помощи, с крупными региональными центрами, сетью межмуниципальных и районных больниц, способных проводить качественную диагностику и оказывать высокотехнологичную, качественную медицинскую помощь. Работа такая ведется, и началась она с укрепления материально-технической базы ведущих, самых крупных областных лечебных учреждений, затем приступим и к районным больницам, укрепим систему ФАПов.

Я надеюсь в этой работе, в том числе в реализации нацпроекта «Здоровье» и «Программы модернизации здравоохранения», которую мы начнем в 2011 году, на поддержку всего рязанского общества, в первую очередь, самих медиков. У меня есть полная уверенность в том, что наша общая работа позволит создать совершенно иной уровень здравоохранения в Рязанской области уже в ближайшие два года, на что и нацелены обе программы.

Качественная медицина – это, безусловно, важнейший фактор, позволяющий сохранять, поддерживать здоровье населения. Но одного этого не достаточно. Общество должно стремиться к ведению здорового образа жизни. Это должно стать нормой общей культуры и воспитываться с самого раннего детства в семье, школе.

Необходима такая убедительная социальная реклама, благодаря которой считалось бы, по меньшей мере, не модно жить с вредными привычками. Считаю, что такая пропаганда будет очень действенной, если к ней привлекать уважаемых в обществе рязанцев, на их реальных личных примерах показывать, что здоровый образ жизни – единственно правильный. Да и вообще, личный пример – великая сила.

В прошлом году в рязанском обществе широко обсуждалась и была одобрена моя инициатива о введении ограничений на продажу алкогольной продукции. Этот региональный закон уже дает свой положительный эффект. Но этого мало, надо идти дальше, надо отдавать тем, кто ведет здоровый образ жизни, приоритет и в устройстве на работу, и при избрании на различные должности во властные структуры.

С каждым годом в области все больше и больше становится людей, занимающихся физической культурой и спортом. Очень хочется, чтобы эта тенденция сохранилась. Поэтому мы сегодня направляем немалые средства на развитие спортивной инфраструктуры. За последние два года в регионе появилось несколько новых современных физкультурно-спортивных комплексов с бассейнами, реконструируются существующие спортивные объекты, укрепляется материально-техническая база детских и юношеских спортшкол. В жилых микрорайонах создаются спортивные площадки, катки, хоккейные коробки. Мы обязательно будем продолжать эту работу. В конечном итоге, в каждом муниципальном образовании должны быть нормальные условия для массовых занятий физкультурой и спортом в виде стадионов, спортплощадок, ФОКов. Мы должны вовлечь в занятия физкультурой, привлечь к здоровому образу жизни своим личным примером как можно больше детей и молодежи. Это – потенциал и будущее нашей страны.

Поддержка профессионального спорта – не менее важна, поскольку за признанными мастерами всегда тянутся и взрослые, и дети. Сегодня мы содержим хоккейную, футбольную, волейбольную и баскетбольную команды, и рязанцы всегда очень рады, когда они добиваются высоких результатов на различных соревнованиях. Но вызывает сожаление, что и тут рязанский бизнес до сих пор остается в стороне. В других регионах и на федеральном уровне предприниматели очень активно участвуют в поддержке различных видов спорта и спортсменов. Нам же пока не удалось убедить наших бизнесменов помогать спорту, но надеюсь, что и здесь мы ситуацию переломим в лучшую сторону. Это выгодно и самим предпринимателям, так как отдача от здорового работника в любой организации всегда выше, чем от человека болезненного или с вредными привычками.

Как и здравоохранение, в системных изменениях нуждается и сфера образования. Без хорошего, качественного образования, отвечающего требованиям даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, мы не сможем создать условия для всестороннего развития наших детей, и наши выпускники не будут конкурентоспособными.

В итоге всех наших преобразований в регионе должна быть создана сеть крепких, хорошо оснащенных современных средних школ, включая школы общего и начального образования в виде филиалов без образования юридического лица. Часть малокомплектных школ подлежит закрытию, при этом каждый конкретный случай будет рассмотрен индивидуально.

Если школа находится в нетиповом, аварийном здании, если в ней числится очень мало учеников, если один учитель преподает сразу несколько совершенно разных предметов, получат ли дети в таких условиях хорошее образование, будут ли они конкурентоспособными при поступлении в вузы? Большие сомнения. Я лично уверен, что нет.

В базовые школы учеников и учителей ежедневно будут доставлять на специально оборудованных автобусах, для них обеспечат горячее питание. Дороги, по которым пройдут эти маршруты, приведут в нормативное состояние.

Оптимизация существующей сети учебных заведений, активизация инновационных процессов в отрасли дает возможность кардинально обновить материально-техническую базу школ, повысить социальный статус педагога, увеличить заработную плату учителям. В проведении оптимизации образования, как и в здравоохранении, я рассчитываю на поддержку всего общества, в первую очередь, конечно, рязанского учительства. По крайней мере, в бюджет 2011 года на эти цели заложены существенные средства.

Структурные изменения помогут нам решить и еще одну наболевшую проблему региона – избавиться от нехватки мест в детских садах. Через 2 года в детских садах мест для рязанских малышей должно быть достаточно. Я эту задачу считаю наиважнейшей. И она будет реализована. Это – очень большая работа на ближайшее время. Сегодня по области потребность составляет 6095 мест. В 2011 году будет создано 3085 мест. В 2012 году дефицит мест в детских садах мы должны практически закрыть.

Что касается высшей школы. Сегодня ведутся споры по поводу целесообразности укрупнения вузов за счет их объединения. Думаю, что конкретно для нашего региона в этом будет больше минусов, чем плюсов. Наши вузы все самобытные, с именем, устоявшимися крепкими традициями, серьезной и даже уникальной собственной научной и материальной базой. Взять тот же радиотехнический университет, который, я бы сказал, чуть ли не единственный вуз в стране, готовящий инженерные кадры такого высокого уровня и профиля. Здесь надо поискать другой путь. Возможно, объединить вокруг вузов профильные колледжи. И такую задачу я ставлю перед своими подчиненными, которые должны дать свои предложения по сохранению и укреплению университетов в условиях, когда неизбежно снижение числа абитуриентов.

Утвержден бюджет на 2011 год. По этому главному финансовому документу нам предстоит жить весь следующий год. Бюджет очень напряженный. Чтобы иметь возможность развивать социальную сферу, необходимо как можно активнее работать над наполнением областной казны: развивать производство, увеличивать эффективность работы наших предприятий, поднимать зарплату работникам. Ничего ведь не берется из воздуха. Все доходы бюджета – дело рук человеческих, наше общее дело, и от того, насколько хорошо оно будет сделано, зависит, как будет развиваться и наша социальная сфера. А это уже впрямую касается благополучия каждого жителя области.

Бюджет-2011 – социально ориентированный. На социальные нужды будет направлено 78% всех расходов. Будет увеличена поддержка сельского хозяйства. При этом я ставлю задачу и хочу, чтобы все поняли, что поддерживать будем те хозяйства, которые выполняют обязательства по диверсификации и повышению урожайности в растениеводстве, работают над увеличением надоев и улучшением эффективности молочного животноводства, где растет производительность труда и зарплата работников, где занимаются снижением издержек производства.

Больше средств, в сравнении с 2010 годом, пойдет на газификацию региона. Здесь мы будем ориентироваться на обращения граждан, газифицировать те населенные пункты, жителям которых это было обещано давным-давно и не выполнено до сих пор. Я считаю себя и глав муниципальных образований ответственными за эти обещания, кто бы их ни давал. Также газификация населенных пунктов будет вестись в тех муниципальных образованиях, где ее уровень ниже среднеобластного. Это справедливо.

Кроме того, мы хотим, чтобы граждане активно подключались к тем сетям, которые уже сделаны. Малоимущим жителям мы помогаем и будем помогать. Но если сегодня не обеспечить подключение максимального количества потребителей к уже действующим сетям, то тарифы на газ будут такими, что мало не покажется. А этого допустить мы не можем.

По настойчивому предложению фракции «Единая Россия» в Рязанской областной Думе было решено увеличить расходы бюджета на 510 млн. рублей. Я согласился, несмотря на имеющиеся риски обеспечения этого решения в доходной части бюджета. Согласился, потому что посчитал это оправданным шагом в условиях масштабной модернизации здравоохранения и оптимизации системы образования. Эти деньги пойдут, в том числе, на перепрофилирование учреждений, укрепление их материально-технической базы, ремонт дорог, по которым мы доставляем детей в школу, на приобретение школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи.

Конечно, и мне, и областному Правительству, и главам придется более напряженно и ответственно работать, чтобы обеспечить в бюджете это увеличение расходной части. Мы надеемся и на более ответственное отношение каждого жителя к вопросу уплаты налогов, в том числе, местных, таких как транспортный, налоги на землю и имущество.

Необходимо полностью ликвидировать такое понятие, как «зарплата в конвертах». «Серые» зарплаты есть пока и в АПК, и в торговле, и в ресторанном бизнесе, и в сфере услуг. Сегодня такой подход уже не актуален. Во-первых, это противозаконно, во-вторых, ухудшает перспективы работника, так как не идут отчисления ни в пенсионный, ни в страховой фонд. В-третьих, это держит предпринимателя в постоянном напряжении, он рискует оказаться под уголовной ответственностью. Наконец, такие предприятия в первую очередь интересны для криминала, и никогда не разовьются в нечто более серьезное. С теневыми зарплатами надо бороться. Я бы хотел, чтобы в этом вопросе меня поддержали, в первую очередь, предприниматели и их объединения, профсоюзы, да и общество в целом.

Одной из основных задач для нас остается повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Пока зарплаты бюджетников крайне низкие. В этом я согласен с председателем областного объединения организаций профсоюзов Леонидом Петровичем Фроловым. Я ставил такую задачу и перед собой, и перед региональным Правительством, но, к сожалению, глобальный кризис, а потом пожары и засуха не позволили полностью реализовать все то, что мы хотели сделать.

Сегодня могу сказать, что зарплаты будут повышаться, обязательно. В первую очередь это станет следствием модернизации социальной сферы: здравоохранения, образования, системы социальной защиты населения.

В этом году в школах, где введена новая система оплаты труда, у педагогов уже выросла зарплата в среднем на 17%. При дальнейшей оптимизации это коснется всех педагогов. Со следующего года медицинским работникам, участвующим в федеральных программах, будут установлены 50-процентные доплаты к основному заработку. Будет продолжен перевод на одноканальное финансирование и переход на отраслевую систему оплаты труда, что также позволит увеличить заработную плату.

Мы будем стараться изыскивать любые возможности для того, чтобы обеспечить более существенный рост зарплаты в бюджетной сфере Рязанской области. Если доходы бюджета будут расти хотя бы такими темпами, как в текущем году, то, возможно, мы сможем сделать это уже в 2011году.

Отмечу, что в течение 2011-2012 годов мы исчерпаем внутренние резервы для качественных изменений в социальной сфере. Поэтому сегодня нам просто необходимо переходить к полномасштабному развитию региональной экономики.

Нам нужна сильная экономика, дальнейшее становление бизнеса самых разных форм собственности. Мы должны продолжать улучшать условия для прихода крупных инвестиций в регион. Без этого не обеспечить устойчивого и эффективного развития области, не добиться реального роста качества жизни в регионе.

В течение 4-5 лет прирост валового регионального продукта (ВРП) должен составить не менее 30% (около 50 млрд. рублей) к уровню 2009 года. Тогда мы сможем смело говорить о возможностях развития социальной сферы, роста заработной платы, улучшения качества дорог и транспорта. По оптимистическим прогнозам наших финансистов, такого прироста ВРП мы можем добиться даже раньше, уже к 2013 году, а по пессимистическим – к 2014г. И снова условие одно: активная и напряженная работа всех без исключения - и Правительства, и депутатов областной Думы, и органов местного самоуправления.

Нам удалось, несмотря на все сложности этого года, создать хорошие предпосылки для развития экономики. Сегодня мы вышли на финишную прямую по подготовке документов по особой экономической зоне промышленного типа в Пронском районе, ведем переговоры с крупными инвесторами, в том числе зарубежными, по созданию промышленных парков, индустриальных центров.

К сожалению, снова вынужден сказать, что сегодня значительное число бывших заводов, земель, пригодных для развития промышленности, находятся в частных руках, и собственники не очень-то стремятся развивать экономику на этих территориях, создавать новые производства. А ведь они вполне могли бы выступить операторами индустриальных парков, созданных на их земле, получить, таким образом, финансовую выгоду и принести пользу обществу.

Мы делаем серьезную ставку на малый и средний бизнес. Это один из источников пополнения бюджета, огромный ресурс для роста производства, развития региона в целом. За два последних года в этой сфере создано 2200 новых рабочих мест. Каждый третий трудоспособный гражданин в Рязанской области занят в малом бизнесе. Учитывая важную роль этого сектора в самозанятости населения, объемы его финансовой поддержки, как из областного, так и федерального бюджета, постоянно растут. Малый и средний бизнес получает хорошие преференции. В том, что меры поддержки нормальные, правильные, что они работают, говорит значительный рост в 2010 году количества малых предприятий. Рязанская область по этому показателю на 2 месте в списке из 46 регионов, где проводилось такое исследование.

Не всем предприятиям удается устоять в условиях жесткой конкуренции. Какие-то вынуждены погибать, банкротиться. К сожалению, это данность. Мы можем лишь создавать равные для всех условия, чтобы все те, кто наиболее предприимчив, изобретателен, трудолюбив, могли честно, своим трудом добиваться успеха. Остальное зависит от самих предпринимателей.

При всем при этом я из Рязани не могу помочь создать предприятие малого бизнеса в Пителино, Чучково или другом муниципальном образовании, сорганизовать людей, наладить производство и найти рынки сбыта. Помогать начинающим предпринимателям должна, в первую очередь, местная власть, руководители уровня районов и поселений. Они должны убрать излишнюю бюрократию на пути малого бизнеса, оперативно решать возникающие у предпринимателей вопросы. Выполнение этих задач должен требовать с них не только я, это должны делать, в первую очередь, люди, проживающие на этих территориях.

При этом нам нужен малый бизнес в отраслях, прямо связанных с продвижением новых технологических идей, инноваций, в сфере сельского хозяйства, лесной отрасли и деревообработки, а также бытовых услуг. Это задачи, под которые мы готовы корректировать действующие региональные программы. Малое и среднее предпринимательство должно идти в муниципальные образования как можно более активно, так как именно там наибольшая в нем востребованность.

Развитие экономики, а значит и территорий в целом, – это главная задача и работа для глав. К сожалению, не все руководители муниципальных образований и муниципальные советы этим занимаются всерьез и системно. Может быть, так было принято ранее и осталось такой плохой традицией? Не знаю. Но знаю точно, что это в корне неправильно, и такой подход необходимо срочно менять.

Я сталкиваюсь с похожей проблемой и в сельском хозяйстве – не все руководители сельскохозяйственных предприятий активно занимаются развитием и осовремениванием своих хозяйств. 2010 год для АПК складывался исключительно сложно. Я уже говорил про засуху. Однако рязанские аграрии в экстремальных условиях этого «форс-мажорного» лета показали максимально возможный результат: собрали урожай, который дал возможность обеспечить собственные потребности региона, по молоку не уронили надои, корма для зимовки скота обеспечили полностью. Все это говорит о большом потенциале нашего сельского хозяйства.

Но едва ли не треть от общего числа аграрных предприятий, по сути, остается балластом для сельскохозяйственного сектора региональной экономики. И они будут оставаться балластом до тех пор, пока их руководители не начнут серьезно заниматься делом, либо пока эти предприятия не разорятся совсем. Поймите меня правильно, вкачивание в убыточные предприятия бюджетных денег не может быть поддержано обществом, так как общество, вкладывая бюджетные (читай, общественные) деньги в аграрный сектор, ожидает эффективного и качественного их расходования, строго говоря, разумного хозяйствования. И люди вправе этого требовать, так как весь бюджет формируется из их налоговых отчислений.

От вас, уважаемые руководители хозяйств, зависит 90% успеха. Мы можем сколько угодно кредитовать, оказывать любую другую поддержку, но не будет хорошего результата, если вы не построите работу своих хозяйств эффективно, не мобилизуете людей, не будете стремиться находить возможности для увеличения заработной платы, реально стимулируя труд своих работников. Надо пытаться анализировать свои действия как руководителя, объективно оценивать, насколько правильно и эффективно ведется хозяйство, что вообще ты сам планируешь, к чему стремишься, ориентироваться на лучших в своей отрасли. Как Губернатор, я вижу, что именно в этом заключается самая большая проблема. Я могу помочь, посодействовать в каких-то вопросах, но я не смогу за вас работать.

Укрепление технической базы АПК, социальное развитие сельских территорий, создание хороших условий для жизни людей, проживающих в сельской местности – эти задачи могут быть решены только теми руководителями, кто готов и стремится совершенствоваться, бережно относится к тому, что имеет, рационально это использует. Сегодня, в условиях беспрецедентной поддержки государства, которая оказывается сельскому хозяйству, какие-то жалобы, сетования на невзгоды, любой «плач Ярославны» выглядят, по меньшей мере, непонятно и нелепо. Не ведут они к позитивному результату. Это уже анахронизм.

Хронически убыточные хозяйства должны измениться, например, путем слияния их с более сильными, с выходом на нового эффективного инвестора, собственника. Обновление позволит снова нормально заработать земле, а, значит, иметь людям, живущим на ней, работу и достойный заработок. На сегодня по области порядка 300 тысяч гектаров земельных угодий простаивает, зарастает бурьяном. Это огромные территории. Я не могу спокойно на это смотреть, понимая, что эту землю было бы можно и нужно обрабатывать и получать с нее хорошие урожаи. Земля не должна пустовать или некачественно обрабатываться, земля должна быть в руках эффективного собственника. Тот, кто владеет землей и не работает на ней, должен дать возможность работать другим.

Мы будем продолжать жестко влиять на эту ситуацию, помогать людям правильно определяться с земельными паями, будем бороться за эффективное использование земли. И не потому, что это модно, красиво звучит, а потому что третья часть населения Рязанской области живет в селе, на этой самой земле, от которой многое для них зависит, и единственная работа для них – работа на земле, в сельскохозяйственном производстве.

Я хочу, чтоб люди это понимали, и не спешили отдавать паи в руки разного рода «обещалок», а прислушивались к нашим рекомендациям, доверяя тем, кто реально хозяйствует. Я требую от Правительства Рязанской области именно такого подхода к работе с землей.

Те участки земли, которые были распаханы еще в советские времена как задел на развитие, длительное время не обрабатываются и заросли уже основательно, почти настоящим лесом, надо переводить в лесной фонд. У нас 25% территории региона находится под лесами, и можно смело расширять такую зону до 30%. Это улучшит экологию, условия жизни людей, расширит рекреационные зоны. Часть простаивающей земли, особенно близ городов и населенных пунктов, целесообразно отдать под градостроительство, в том числе, под расширение жилищного фонда, еще часть – под создание промышленных зон и индустриальных парков. Но все это должно быть сделано по-хозяйски, с учетом природного состояния почвы, территориального планирования.

Развитие экономики – это еще и энергосбережение. Сегодня на государственном уровне ставится задача установки приборов учета в квартирах и домах. В обществе это пока воспринимается по-разному: кем-то – в штыки, а кто-то уже почувствовал реальную выгоду. Надо учиться бережливости, рационально, должным образом обустраивая собственную жизнь. Это важно, и приведет в конечном итоге к значительной экономии семейного бюджета, будет способствовать эффективному расходованию государственных средств и ресурсов. Выгодно будет всем. А для этого надо учитывать то, что мы потребляем. Сам по себе учет уже заставляет считать. Пока мы не будем платить за реальное потребление, всегда будет переплата. Думаю, что выбор тут очевиден. Да, один раз придется потратиться, но счетчики учета газа, холодной и горячей воды окупаются быстро, за 2-3 года, за счет экономии тех же энергоресурсов.

ЖКХ – самая тяжелая отрасль не только для нашего региона, а для всей страны. Понятно, что за один год стабилизировать состояние этой сферы не получится. Но выровнять основные базовые вещи мы обязаны. Проблема, которая уже давно требует здравого и четкого решения, – тарифы. Что происходит с тарифами, из чего они складываются, многим не понятно. В этом вопросе должна быть публичность. Люди хотят видеть, куда идут деньги, и я хочу это видеть. Механизм должен быть прозрачным и понятным. Ситуация, которая сложилась в областном центре, очень показательна. Десятки лет в городе Рязани проблемы загонялись в угол. В итоге они упали на плечи горожан. Так не должно быть. Население не должно и не будет расплачиваться за неграмотную политику чиновников.

Трехмесячное отсутствие горячей воды, и, как следствие, угроза срыва отопительного сезона, стало последней каплей, повлиявшей на решение депутатов городской Думы об отставке главы администрации Рязани. Конечно, проблема с отсутствием горячего водоснабжения в городе - это не главная причина такого решения депутатов.

Городом попросту не занимались, не велось системной работы по развитию городского хозяйства, транспорта, ЖКХ, благоустройству и др. Так не должно было продолжаться.

Сейчас между городской администрацией и Ново-Рязанской ТЭЦ заключено нормальное соглашение, на приемлемых для города условиях, которое облегчит работу всем и позволит не допустить такой ситуации, которая сложилась этой осенью.

Областной центр должен жить и развиваться, а люди – видеть, что их насущные проблемы решаются. Надеюсь, что с приходом нового главы администрации начнется эффективное развитие экономики города, всего городского хозяйства. Ему и его команде необходимо всегда помнить, что они работают для людей. И я говорил об этом, когда напутствовал Виталия Евгеньевича Артемова при вступлении его в должность.

Объем задач, которые предстоит выполнить, колоссальный, учитывая то состояние, в котором находится город. Это и оптимизация бюджетных учреждений, транспортного сообщения, и решение проблем в сфере ЖКХ, и увеличение мест в детских садах, и выработка механизмов эффективного использования муниципального имущества, и упорядочение застройки. Все это, кстати говоря, первоочередные вопросы, которые волнуют сегодня горожан. Но, прежде всего, необходимо отладить работу городской власти, реально повысить ее эффективность и ответственность каждой структуры. Каждая организация должна заниматься исключительно своим делом, так же, как и каждый человек, получающий бюджетную зарплату. Особенно чиновник.

Не должно быть дублирования полномочий и функций, чтобы было понятно, с кого спросить за результат, а рязанцы знали, кому задать вопрос, и были уверены, что получат на него не только ответ, но и помощь. Надеюсь, что аттестация, которая пройдет в администрации города в этом году, поможет расставить все на свои места и принять верные кадровые решения. Штат в городской администрации сокращен на 127 человек. В принципе, можно было бы и на 200.

В целом по области анализ структур администраций муниципальных образований, численности муниципальных служащих показал, что здесь в первую очередь необходима оптимизация. Во многих муниципальных образованиях раздуты штаты, есть дублирование полномочий. Оптимизация структуры приведет к снижению бюрократии, повышению эффективности работы. По всем муниципальным образованиям численность служащих должна быть сокращена на 428 человек, а освободившиеся средства направлены на социальные нужды, часть – на повышение зарплаты сотрудникам поселенческого уровня, тем, кто непосредственно каждый день работает с людьми.

Взяточничество, коррупция, всевозможные поборы – это тема особая. И, к великому сожалению, рязанцы продолжают систематически сталкиваться с фактами мздоимства и взяточничества. Государственные и муниципальные служащие должны строго соблюдать ограничения и запреты, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. В противном случае им не место во власти.

На одном из недавних заседаний президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, действующая комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов впервые создала прецедент. Она вынесла решение, на основании которого Президент Дмитрий Анатольевич Медведев освободил от занимаемой должности одного из федеральных чиновников, который представил недостоверные сведения о доходах. Это очень показательный пример. Такие решения принимал и я в отношении ряда руководителей региональных ведомств.

Я недоволен работой комиссий по соблюдению требований к служебному поведению, созданных в Рязанской области. Подход у них пока формальный и, к сожалению, должной активности они еще не проявили, тогда как оснований для их работы предостаточно. Перед региональным Правительством я поставил задачу заставить реально работать эти комиссии.

Если говорить в целом, то, на мой взгляд, рязанское общество, еще болеет многими проблемами переходного периода. Эгоизм, стяжательство, инерция, равнодушие, закостенелость мышления – вот основные болезни нашего общества. Решая свои интересы, извлекая личную выгоду, надо всегда помнить, что свобода хороша до тех пор, пока не ущемляет свободу других. Ни один даже самый богатый, успешный, самодостаточный человек не будет чувствовать себя счастливым в несчастливом обществе. Но всегда надо помнить, что наше счастье все равно в наших руках, и со всеми этими болезнями можно справиться. Как? Всем миром.

Я не претендую на истину в последней инстанции, это всего лишь мои умозаключения, основанные на соответствующих знаниях и опыте работы. Рад буду, если ошибся в каких-то негативных оценках. Но мне очень хочется, чтобы все поняли – решить проблемы, стоящие перед рязанским обществом, мы можем, только объединив усилия. Конечно, я многое могу сам организовать и сделать, могу решить какие-то вопросы на федеральном уровне, привлечь каких-то инвесторов, разработать комплекс мер по улучшению жизни рязанцев и организовать их реализацию и т.д.

Но я должен сказать, что как бы я ни старался, невозможно в одиночку, даже вместе со своей командой, быстро реализовать абсолютно все, что мы задумали, и что необходимо сделать для развития Рязанской области, для улучшения жизни наших граждан. Только в симбиозе решений и действий регионального Правительства, областной Думы, глав муниципальных образований, депутатов местных собраний, общественных организаций, руководителей разного уровня и обычных граждан, все то, о чем мы говорим, можно сделать быстрее и лучше. Это показало жаркое лето-2010. Если каждый на своем месте сделает на 5 или 10% больше, чем делал до сих пор, мы увидим, какой впечатляющий будет эффект. Я верю в это единство. А иначе незачем жить и работать.