Выступления и интервью

Доклад Губернатора Рязанской области О.И. Ковалева «Итоги социально-экономического развития региона за 2008 г. и задачи на 2009 год»

Уважаемые товарищи!

Сегодня мы подводим итоги социально-экономического развития области за 2008 год. Год был для региона переходный. Завершили работу прежний Губернатор и Правительство, избраны новые руководители, приступила к работе новая команда.

Сразу же я был вынужден провести реформирование исполнительных органов власти. Это было необходимо, поскольку старая схема была архаична, не отвечала современным требованиям науки управления, и сама по себе являлась тормозом в развитии области. Достаточно привести только один аргумент: зарплата чиновников в Правительстве была одной из самых высоких в РФ. Все это потребовало не точечной корректировки, как я предполагал раньше, а очень серьезной.

Надо сказать, что провели мы структурные изменения быстро, и к январю 2009 г. смогли сократить расходы на административно-управленческий персонал на 15%. Мы потребовали такого же сокращения от муниципальных образований, и будем дальше работать в этом направлении. Мы должны существенно повысить эффективность расходования средств на содержание органов власти. Теперь структура Правительства полностью выстроена на основе федеральных стандартов.

Непросто было выстроить взаимоотношения с другими институтами власти. Присутствовало недоверие, привычка работать по старинке.

С удовлетворением могу отметить, сейчас у нас сложились ровные, деловые отношения с Рязанской областной Думой. Эффективность законотворчества повысилась и с созданием межведомственной комиссии по законотворческой деятельности, куда вошли представители и прокуратуры, и Минюста, и областной Думы.

В комиссию законопроекты поступают еще до внесения в Думу. Это дает возможность быстрее работать над законами и делать их более качественными, с одной стороны, а с другой – в значительной степени исключить вероятность возникновения коррупционной составляющей. Таким образом, мы совместно с Рязанской областной Думой смогли подкорректировать законодательную базу области и привести ее в состояние, стимулирующее развитие региона.

Мы сделали очень нужные шаги по пути преодоления клановой и политической разобщенности в Рязанской области, в областном центре, подрывающей доверие к власти в целом, и обязательно доведем эту работу до логического завершения. Здесь очень важно соблюдение нескольких принципов. Первое: если ты пришел во власть, то твоя главная задача - не личные интересы, а интересы общества. Второе: бизнес не должен управлять властью. Мы поддерживали и будем поддерживать бизнес в его развитии, но бизнес не будет управлять властью! В органах власти любого уровня, особенно представительной, должны присутствовать все социальные слои и группы населения, в том числе и с представителями бизнеса, с тем, чтобы принимаемые решения были направлены на нужды общества. Только объединением всех здоровых сил в обществе, всех социальных групп можно справиться и с экономическими, и с социальными, и с любыми другими проблемами, которых, к сожалению, в регионе немало. Но представители ни одной социальной группы не должны превалировать.

Новому Правительству Рязанской области пришлось работать с бюджетом, который был уже принят и действовал. После оценки оказалось, что сформирован он был неверно, со значительным завышением прогнозных показателей по доходам. Кроме того, досталась в «наследство» и серьезная закредитованность бюджета – долг по кредитам составил 5 млрд. рублей, это почти 33% от собственных доходов бюджета! И только за счет того, что мы правильно и тщательно вели работу с Минфином России и получили в конце года дополнительные средства в виде безвозмездных поступлений, мы, хотя и с большим напряжением, но исполнили бюджет нормально и выполнили все социальные обязательства.

№ п/п Показатели Единица измерения 2008 г.
1 Валовой региональный продукт (оценка) млрд.руб. 146,2
в % к предыдущему году 103,4
2 Индекс промышленного производства в % к предыдущему году 99,0
3 Инвестиции в основной капитал млрд. руб. 54,0
в % к предыдущему году 130,6
4 Объем работ по виду деятельности "строительство" млрд. руб. 24,6
в % к предыдущему году 83,6
5 Ввод в действие общей площади жилых домов тыс. кв. м 502,9
в % к предыдущему году 110,1
6 Продукция сельского хозяйства млрд. руб. 28,8
в % к предыдущему году 118,2
7 Оборот розничной торговли млрд. руб. 82,8
в % к предыдущему году 120,7
8 Внешнеторговый оборот млн.долл.США 3523,1
в % к предыдущему году 185
9 Реальные располагаемые денежные доходы населения в % к предыдущему году 126,3
10 Среднемесячная начисленная заработная плата рублей 12523,3
в % к предыдущему году 125,5

Большинство проблем в регионе накапливалось годами. Нельзя сказать, что область не развивалась, но развивалась спонтанно, в русле процессов, которые шли по всей стране. В прошлом году, если брать период до глобального кризиса, в стране был экономический рост по всем основным направлениям. И при всех существующих проблемах до сентября 2008 года экономика региона демонстрировала позитивные показатели: рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционных вложений, объемов жилищного строительства, розничного товарооборота, что позволяло устойчиво развиваться социальной сфере, способствовало росту благосостояния жителей.Однако в области не было каких-то собственных системных наработок, которые создавали бы определенный устойчивый задел в экономике. Финансовый кризис наглядно показал, что предел прочности оказался минимальным.

Наша задача сегодня – сохранить и усилить промышленный и технологический потенциал области для предстоящего движения вперед, и у региона есть незадействованные ресурсы. Тем более, что только за счет проведенных структурных преобразований в различных отраслях, на чем я еще остановлюсь подробно, нам пока удается многие позиции сохранять на достойном уровне. Более того, если бы не кризис, то только за счет этих структурных и организационных преобразований по темпам роста Рязанская область могла стать одним из лидеров в ЦФО.

В целом 2008 год мы закончили неплохо. Хотя шестое место в ЦФО вряд ли устраивает рязанское общество, так как потенциал региона по многим параметрам, в том числе из-за близости к столице, позволял развиваться более высокими темпами, обеспечивая повышение благосостояния жизни граждан.

Первые три квартала 2008 г. почти по всем макроэкономическим показателям отмечался устойчивый рост к уровню 2007 года, но уже в 4 квартале под влиянием негативных кризисных явлений наметилось падение. А индекс промышленного производства начал падать гораздо раньше, и в целом в 2008 г. этот показатель снизился до 99%, что на 6,3% ниже прогнозной величины. Промышленность оказалась незащищенной, и отсюда и самый быстрый спад в этой отрасли. В большей степени на годовые показатели повлиял спад производства по обрабатывающим предприятиям. В среднем по ЦФО и России индекс промышленного производства составил в целом по итогам года 103,9 и 102,1% соответственно. Однако здесь следует учитывать, что изменение темпов роста в регионах существенно зависело от сложившейся структуры промышленного производства.

По объему работ, выполненных в строительстве, ситуация практически та же. Темпы роста со 107,3% в 1 полугодии 2008 года снизились по итогам года до 83,6%. Тем не менее, по абсолютному значению показателя область заняла 6 место в ЦФО.

Перевыполнены прогнозные показатели по строительству жилья. Введено общей площади жилых домов в объеме почти 503 тыс. кв. метров, что на 10,1% больше уровня 2007 г. Темпы роста строительства жилых домов по области выше значения этого показателя по ЦФО и России (95,8 и 104,5% соответственно). Правда, в этой сфере есть свои недостатки и проблемы, на них я остановлюсь ниже.

Положительно можно оценить результаты в АПК. Так, объем продукции сельского хозяйства составил по итогам 2008 года 28,8 млрд. руб., или 118,2% к уровню 2007 года. По индексу производства продукции сельского хозяйства у области также шестое место в округе. Значение областного показателя выше, чем по ЦФО и России (115,0 и 110,8% соответственно). Индекс сельскохозяйственного производства за 2008 г. существенно превысил прогнозную величину (на 14,4%). Это, в основном, благодаря рекордному урожаю зерновых.

Общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 г. превысил 54 млрд. руб. и возрос по сравнению с 2007 г. на 30,6%. По темпам роста инвестиций наша область на 2 месте среди регионов ЦФО. Фактический объем инвестиций превысил предполагаемую в прогнозе величину на 11,5 млрд. рублей.

Без ложной скромности скажу, что с приходом нового Правительства инвесторы почувствовали себя увереннее, сами они отмечают, что в коридорах власти их встречают с уважением, без волокиты, тем более вымогательства. И то, что очень быстро появился в среде бизнесменов слух о том, что в Правительстве Рязанской области взяток не берут, мне очень приятно.

Оборот розничной торговли составил 82,8 млрд. руб. и увеличился в товарной массе по отношению к 2007 году на 20,7%. Отчетные показатели по обороту розничной торговли почти соответствуют ожидаемым в прогнозе.

По темпам роста оборота розничной торговли у Рязанской области 2 место в Центральном федеральном округе. Это стало возможным потому, что резко выросли доходы граждан. Реальные располагаемые денежные доходы населения за год выросли на 26,3%. По динамике реальных денежных доходов населения у области тоже второй результат среди регионов ЦФО.

Среднемесячная заработная плата сложилась в размере 12 523 руб., что на 25,5% выше уровня 2007 г. Это неплохой результат, если учесть, что в начале года она была всего около 9,8 тыс. руб. Пришлось очень активно работать над выводом зарплат из «черных» и «серых» схем. Конечно, нас не устраивает и нынешний уровень заработной платы в регионе, предстоит много работать над тем, чтобы она соответствовала уровню наших ближайших соседей – Московской области. Особенно это касается зарплаты в сельской местности, где даже при высоком показателе развития АПК заработная плата остается очень низкой. То же происходит и в торговле.

В 2008 году отмечены достаточно хорошие результаты по внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот области превысил 3,5 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с 2007 годом в 1,8 раза. Это на полмиллиарда больше, чем предполагалось по прогнозу.

Валовой региональный продукт,являющийся обобщающим показателем уровня развития региона,по предварительной оценке превысил 146 млрд. руб., увеличившись относительно 2007 года всего лишь на 3,4%. Ранее, по прогнозу, этот показатель оценивался в 152 млрд. рублей.

Снижение объема ВРП (на 6 млрд. руб.) от оценочного уровня связано с отрицательными последствиями финансово-экономического кризиса, а также неготовностью муниципальных образований принимать инвестиции, о чем я еще расскажу. Теперь я остановлюсь на каждом направлении более подробно.