Доклад Губернатора Рязанской области О.И. Ковалева «Итоги социально-экономического развития региона за 2008 г. и задачи на 2009 год»

Местное самоуправление

Необходимое условие развития региона – формирование устойчивой системы местного самоуправления. На начало 2008 года, по сравнению с другими субъектами РФ, которые приступили к реализации 131-ФЗ в полном объеме 2-3 года назад, мы оказались не в лучшем положении, так как собственного опыта работы местного самоуправления в новых условиях у нас не было.

Поэтому в 2008 г. ставились задачи переходного периода, а именно: разграничить имущество между муниципальными районами и поселениями, описать границы всех муниципальных образований, перевести поселения на собственные бюджеты.

Часть работы сделать удалось, но проблем по-прежнему очень много. Недостаточность финансирования, несовершенство бюджетного и налогового кодекса, на которые часто ссылаются и которыми оправдывают сложности в реализации 131 ФЗ, – далеко не основные из них. Хотя и эти факторы никто не отрицает.

Но, в первую очередь, развитие местного самоуправления сегодня сдерживает определённая инертность и безынициативность руководителей муниципальных образований. Не ведется системная работа по привлечению инвестиций, бизнеса на свои территории, работа по определению и оснащению промплощадок, площадок под жилищное строительство.

Схемы территориального планирования сегодня разрабатываются только в 6 районах. Генеральные планы имеют лишь 10 из 286-ти поселений. Правила землепользования и застройки утверждены только в Рязани. А без этих основополагающих документов не может быть никакого развития, я уже говорил об этом.

У нас сформирован новый корпус глав муниципальных образований. Подавляющее большинство из них неопытны, не в полной мерей владеют законодательством. Многие не готовы управлять бюджетом. Перед Министерством по делам территориальных образований стоит задача – всячески помогать местным органам власти, обучить людей, помочь им быстрее освоить законодательную базу, в том числе, бюджетный и налоговый кодексы. Министерства и ведомства должны разрабатывать макеты, методические рекомендации для глав муниципальных образований, а главам необходимо работать с подразделениями Правительства постоянно, не дожидаясь ничьих дополнительных указаний.

Есть специальная областная целевая программа обучения руководителей местного уровня. И обучить необходимо всех без исключения вновь избранных глав. Причем цель должна быть не только дать знания, но и показать, как решаются конкретные вопросы на местах. Только такой подход позволит давать качественную подготовку.

Сегодня 13 поселений самостоятельно исполняют свои бюджеты. За 2009 г. мы должны подготовить все городские и крупные сельские поселения к этой работе. Однако, там, где поселения не готовы самостоятельно исполнять бюджет, необходимо объединять усилия и расходы на районном уровне. Министерство по делам территориальных образований должно координировать всю работу с муниципальными образованиями, помогать им активно и грамотно.

В то же время мы будем искоренять иждивенческий стиль управления в самих муниципальных образованиях. Не надо думать, что кто-то придет и сделает, даст деньги из областного бюджета, включит в федеральные программы. Муниципальные образования должны учиться развиваться и зарабатывать самостоятельно. Можно отметить положительную работу глав Кирицкого и Полянского сельских поселений, активно работают над расширением доходной базы поселений главы Тумского, Новомичуринского и ряда других. К сожалению, таких примеров пока мало.

Уважаемые главы! На выборах вы все обещали, что будете работать для людей. Пришло время обещания выполнять. Это значит: повышать налоговую базу, работать над оптимизацией расходов местных бюджетов, сокращать расходы на управленческий персонал, привлекать инвестиции, эффективно управлять собственностью, благоустраивать населенные пункты, работать над снятием административных барьеров перед гражданами, глубже вникать в конкретные проблемы людей и решать эти проблемы.

В Рязанской области начали работу 28 общественных приемных Губернатора. Созданы они в целях укрепления системы прямой и обратной связи с жителями. Я придаю очень большое значение работе с обществом, личному общению с людьми, общественными организациями, профсоюзами. Без поддержки общества мы не сможем реализовать те задачи, которые поставили. Я и впредь буду много ездить в различные населенные пункты во все районы области, вести прямой диалог с гражданами. Этого же буду требовать от членов Правительства, этого же требую и от глав. Наши решения должны соответствовать воле и интересам общества.

Подводя итоги, следует отметить, что 2008 год стал для нас временем систематизации и определения основных точек роста, по которым региону предстоит развиваться в последующие годы. Конечно, мировой финансовый кризис внес существенные коррективы, и, безусловно, еще внесет. Негативные последствия кризисных явлений в большей мере скажутся на развитии региона в 2009 году, чем в прошлом. Тем не менее, останавливаться мы не должны, и перспективное стратегическое планирование – это еще одна задача, которая стоит перед Правительством области.

Я уверен, люди видят и оценивают все наши действия. Подтверждением тому стали итоги состоявшихся недавно выборов в органы местного самоуправления, глав поселений и городов Рязанской области. Такой единодушной поддержки партия власти, «Единая Россия», в Рязанской области давно не получала. Это яркое свидетельство поддержки курса Президента, правительства страны, всей вертикали власти. И мы обязаны это доверие оправдать.

Благодарю за внимание.