Доклад Губернатора Рязанской области О.И. Ковалева «Итоги социально-экономического развития региона за 2008 г. и задачи на 2009 год»

Малое и среднее предпринимательство, потребительский рынок

Поддержка малого бизнеса – одно из приоритетных направлений деятельности Правительства области. Сейчас в регионе действует около 3 тысяч микропредприятий, 4 тысячи малых предприятий, 181 среднее предприятие; в сфере работают более 29 тысяч индивидуальных предпринимателей. По итогам 2008 года по количеству малых предприятий Рязанская область занимает 4-е место в ЦФО после Москвы, Московской и Ярославской областей.

Структура малых предприятий, %:

В 2008 году я ставил ряд задач, которые актуальны и сегодня. Это:

  • устранение административных барьеров для ведения бизнеса. Нужно сделать так, чтобы чиновники не мешали предпринимателям, а сотрудники инспектирующих организаций, в том числе правоохранительных органов, не подменяли борьбу с нарушителями закона бесконечными проверками с совершенно другими целями, в личных интересах конкретных лиц;
  • имущественная и финансовая поддержка предприятий. Через принятие областного закона мы принципиально решили проблему выкупа помещений, арендуемых малыми предприятиями.Теперь стоит задача активней привлекать малый и средний бизнес к выполнению государственного и муниципального заказа, расширению сферы торговли и услуг, развитию сельскохозяйственного производства. Областная программа поддержки малого бизнеса увеличена в 2009 г. в 4 раза! Средства будут направлены, в том числе в виде грантов, начинающим предпринимателям. Мы будем оказывать малому бизнесу поддержку при кредитовании, и все это в целом должно принести положительный результат.

Объем средств, выделяемых из областного и федерального бюджетов на поддержку малого предпринимательства в Рязанской области, млрд. руб.:

Принимаемые Правительством РФ и Рязанской области меры позволят обеспечить поддержку предпринимательства в кризисные времена и создать необходимый задел на последующие годы. Несмотря на сложность экономической ситуации, мы должны создавать в регионе бизнес-инкубаторы и технопарки, привлекать малый бизнес к работе в туристической отрасли.

Потребительский рынок – один из самых динамично развивающихся секторов экономики Рязанской области, в котором занята основная масса субъектов малого предпринимательства.

Оборот розничной торговли, млрд. руб.:

На сегодняшний день на предприятиях торговли занято 7% трудоспособного населения, это достаточно большое количество людей. Хотя реально показываемая зарплата очень низкая. Это говорит только об одном: о повсеместной практике выдавать работникам этой сферы зарплату «в конвертах».

Второй недостаток – далеко не всегда рязанские товары находят свое место на прилавках. И третий – это затрудненность свободного доступа на потребительский рынок предприятий пищевой промышленности и сельхозпредприятий области.

Для решения первой проблемы необходима совместная работа управления по труду и социальным вопросам, комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и услуг и правоохранительной системы. Для решения второй проблемы нужно продвижение рязанских товаров на рынок и увеличение их продаж. С этой целью заключены соглашения с девятью региональными торговыми сетями и крупными торговыми центрами. Главное для нас при этом, чтобы за вхождение в сеть и за расширение ассортимента рязанским товаропроизводителям не приходилось платить. На социально значимые группы товаров Соглашением установлена предельная торговая наценка 10%.

А свободный доступ на потребительский рынок рязанских производителей должен быть обеспечен путем определения мест для маленьких магазинчиков, тонаров, мест торговли молоком из бочек в спальных районах городов. Наши мясокомбинаты и другие производители должны получить прямой доступ к покупателю. В этом процессе главам муниципальных образований принадлежит ключевая роль, а правоохранительные органы должны защитить продавцов от поборов. Ярмарки выходного дня также способствуют сбыту продукции сельхозтоваропроизводителей, минуя посредников. Кроме того, население имеет возможность купить качественные продукты по более дешевой цене.

Одной из важнейших задач является сохранение и развитие потребительской кооперации области, особенно это актуально в отдаленных и труднодоступных местностях.

Сейчас прорабатывается соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством области и Рязанским облпотребсоюзом. Основными направлениями соглашения являются: сохранение для сельского населения действующей сети магазинов, недопущение снижения уровня обеспечения товарами первой необходимости жителей отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, увеличение заготовительного оборота потребительской кооперации, открытие в каждом районе магазина или отдела по торговле сельхозпродукцией.

Основными задачами в сфере потребительского рынка Рязанской области на 2009 год являются также:

  • активизация работы Координационного Совета при Правительстве Рязанской области по контролю за приведением действующих рынков в соответствие с законодательством;
  • упорядочение придорожной торговли;
  • развитие службы быта в сельской местности.