Доклад Губернатора Рязанской области О.И. Ковалева «Итоги социально-экономического развития региона за 2008 г. и задачи на 2009 год»

Социальная сфера

Самое пристальное внимание в 2009 году и перспективе будет уделено социальной сфере. Это та сфера, от которой зависит, здоровы ли будут люди, вырастут ли грамотными наши дети, насколько защищенными, ухоженными будут наши отцы, деды, пожилые люди. Каждое из направлений социальной сферы имеет много проблем, которые предстоит решать. Но при всем этом на 2009 г. и последующие годы Правительство определило приоритетом здравоохранение.

Сделано это было далеко не случайно, потому что и диагностика, и качество лечебных услуг, и реабилитация продолжают оставаться низкими по ряду причин. Износ зданий учреждений здравоохранения составляет 70%, оборудования – около 80%, большая часть оборудования морально устарела.

Уровень доступности высокотехнологичной медицинской помощи за последние 2 года хотя и увеличился в 1,4 раза, но потребностей населения не удовлетворяет.

По-прежнему проблемой остается и кадровое обеспечение, особенно в муниципальных районах. На сегодняшний день потребность во врачах-специалистах по области составляет 416 человек. Практикуются выезды врачей-специалистов в отдаленные села, но таким образом проблему не решить. Главы районов должны принять все необходимые меры для закрепления кадров на селе и предоставить им социальные гарантии: обеспечить не только работой, но и жильем, устроить их детей в детские сады, продолжить практику заключения договоров между администрацией, вузом и конкретными студентами, которые, закончив обучение, приедут работать в район.

Необходим также новый механизм, который позволит стимулировать медицинского работника на достижение результата и устранить диспропорцию в оплате труда, которая возникла в результате повышения минимального размера оплаты труда.

Самое печальное, что в целом в системе здравоохранения работа во многом велась спонтанно, без учета реалий и потребностей населения. Поэтому, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, ситуация остается сложной, и нужны системные решения.

Принятие в 2008 году областного закона о лекарственном обеспечении, организационные мероприятия способствовали стабилизации ситуации в обеспечении населения лекарственными средствами. Снизилась доля рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении. Но проблемы и здесь остаются.

Ставилась задача по созданию собственной региональной аптечной сети на базе ГУП «Рязань-Фармация», и реализацию этого проекта надо ускорить. Внедрение такой сети позволит улучшить обеспечение медикаментами в районах, создаст здоровую конкуренцию и повлияет на стабилизацию цен на лекарства.

Государственное регулирование цен на лекарственные препараты – это одна из важнейших задач в ряду антикризисных мер, которую определил Президент России Дмитрий Медведев. И регионам поручено провести работу по минимизации уровней предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства. Попрошу Минздрав области учесть это.

В 2009 г. и в последующие годы мы должны структурно определить для себя, какой мы видим первичную медпомощь населению, что должны представлять собой муниципальные лечебные учреждения, какова должна быть их сеть. При этом упор будет сделан на профилактику, диагностику и лечение самых распространенных заболеваний.

Параллельно с этим мы должны создать мощную систему высокотехнологичной медицинской помощи. Для этого строящийся современный Перинатальный центр должен быть подкреплен рядом межрайонных и муниципальных современных родовспомогательных учреждений.

То же самое можно сказать и по проблеме сердечно-сосудистых заболеваний, смертность от которых по-прежнему составляет более 55% в структуре общей смертности, а в Рязанской области этот показатель еще хуже, чем в среднем по ЦФО и в России. Мы планируем создание сети кардиоцентров. В Рязани, Скопине и Сасово на базе крупных многопрофильных больниц сделаем три первичных сосудистых центра с прикреплением к ним всего населения области. А на базе областной клинической больницы будет создан региональный центр. Кардиоцентры должны быть оснащены необходимым современным оборудованием и укомплектованы квалифицированными кадрами. Недавно состоялось решение федерального Правительства о включении Рязанской области в соответствующую программу.

Впервые принята областная целевая программа «Пожарная безопасность государственных учреждений здравоохранения и медицинских образовательных учреждений министерства здравоохранения Рязанской области на 2009 год» с объемом финансирования 20 млн. рублей. Вместе с тем, ни в одном муниципальном образовании области аналогичная программа не принята.

В районах не решаются вопросы и по оснащению оборудованием фельдшерско-акушерских пунктов и кабинетов врачей общей практики, что является одной из причин затягивания развития службы общей врачебной практики.

В 2008 г. проведено оснащение Рязанского территориального центра медицины катастроф на сумму около 1,4 млн. рублей, но это только начало работы. Стоит задача на перспективу о включении Рязанской области в федеральную программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», а также в Национальную онкологическую программу и государственную программу «Развитие добровольного донорства», одним из направлений которой является переоснащение станций переливания крови. Как видите, работа предстоит большая, но дело этого стоит.

Расходы на образование из консолидированного бюджета Рязанской области, млн. руб.:

Основная задача в системе образования – повышение качества образования. Исходя из этого, мы должны выбирать организационно-правовые формы образовательных учреждений, оптимизировать их сеть, развивать материально-техническую базу, совершенствовать методики преподавания.

Ставилась задача по созданию и развитию образовательных учреждений инновационного типа в сельской местности. За 2008 год на селе сформировано 4 образовательных комплекса, 12 школам присвоен статус ресурсных центров. Эти учреждения обладают высоким кадровым, научно-методическим, информационно-технологическим потенциалом, используемым не только для обучения и воспитания детей, но и для организации работы с педагогами районов.

Сеть учреждений профессионального образования Рязанской области, кол-во:

В 2008 г. 14 профессиональных лицеев преобразованы в техникумы, реализующие интегрированные образовательные программы. Это дает экономию учебного времени до одного года (по некоторым направлениям) и экономию финансовых средств, а также позволяет студентам получать, наряду со специальностью среднего профессионального образования, востребованную рабочую профессию, что, в свою очередь, расширяет возможности трудоустройства выпускников.

В текущем году благодаря активной работе с руководителями вузов найдена возможность для увеличения перевода студентов на бюджетное обучение, мест для обучения в магистратуре и аспирантуре. Найдены общие подходы формирования структуры подготовки специалистов и переподготовки высвобождающихся работников.

В январе 2009 года был открыт Центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Оборудование для Центра было поставлено за счет федеральных средств (27 млн. рублей). Этому во многом способствовал руководитель Рособразования, член Координационного Совета земляков Николай Иванович Булаев.

С целью оптимизации сети образовательных учреждений в детских садах были открыты 23 дополнительные группы за счёт перепрофилирования имеющихся помещений, на 5 увеличилось число учреждений типа школа-детский сад. В результате охват дошкольным образованием достиг 73,4% (2007 г. – 68%). Тем не менее, детских садов по-прежнему не хватает, поэтому остается задача продолжить реструктуризацию имеющейся сети, вернуть помещения, которые были перепрофилированы с нарушениями законодательства, продумать новые формы дошкольного воспитания, в том числе частные детские сады и дошкольные группы на базе школ и других образовательных учреждений.

Охват дошкольным образованием в ДОУ:

Среди проблем, требующих неотложного решения: низкий уровень финансовой обеспеченности отрасли при высоких удельных затратах на одного учащегося; несовершенная система оплаты труда, маленькая доля стимулирующих выплат; большое количество малокомплектных школ; несоответствие подготовки специалистов в системе профобразования потребностям рынка труда; большое количество зданий образовательных учреждений, требующих капитального ремонта и реконструкции.

В области, помимо профильного нацпроекта, реализуется 11 целевых программ, это слишком много. В идеале должна быть одна программа развития образования с подпрограммами по дошкольным учреждениям, средним школам и профессиональному образованию.

Для комплексного решения задач модернизации системы образования должны быть изменены взаимоотношения между субъектами образования, введены новые финансово-экономические механизмы. Министерству образования необходимо реализовать план мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда, а также продолжить формирование новой региональной системы аттестации педагогических и руководящих работников, ориентированной на систему показателей оценки качества труда.

Работа предстоит большая. И Минобразованию, и другим подразделениям Правительства, и муниципальным образованиям.

Сфера труда и занятости – один из важнейших приоритетов работы Правительства на 2009 г. Главные задачи: максимально сохранить рабочие места, сохранить предприятия. Снизить давление по безработице на рынке труда. К сожалению, в 2008 г. по этому направлению шла обычная рутинная плановая работа. В 2009 году надо работать по-другому.

Численность безработных граждан, тыс. человек:

В марте этого года утверждена долгосрочная целевая программа о дополнительных мерах по стабилизации ситуации на рынке труда.

По программе:

  • опережающее профессиональное обучение пройдут 3,9 тыс. работников, находящихся под риском увольнения;
  • общественные работы, временное трудоустройство, стажировка будут организованы для 12,6 тыс. граждан из числа безработных;
  • будет оказываться содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости не менее 300 гражданам.

Во всех центрах занятости населения области работают телефоны «горячей линии». В СМИ и на Интернет-ресурсах еженедельно публикуется информация о ситуации на рынке труда и имеющихся вакансиях.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, станет сокращение численности гастарбайтеров.

Наша задача – не допустить роста регистрируемой безработицы более 11,4 тыс. человек в среднегодовом исчислении, то есть роста уровня безработицы выше 2%.

Недавно подписано Соглашение с Федеральной службой по труду и занятости. Это ощутимая поддержка, так же, как и Соглашение между профсоюзами, работодателями и Правительством Рязанской области о совместных действиях по совершенствованию трудовых отношений на территории области. Наряду с этим мы будем осуществлять жесткий контроль за работодателями по выполнению ими социальных обязательств перед работниками.

В борьбе с безработицей поможет активное строительство по уже не раз упоминаемым сегодня программам в сфере ЖКХ, малого бизнеса, АПК. И очень важно своевременно создать условия для перемещения рабочей силы в эти сектора экономики.

Что касается социальной защиты населения, в целом можно сказать, что, несмотря на крайне напряженный бюджет, социальные обязательства в 2008 г. были выполнены в полном объеме. В 2009 г. предстоящие корректировки бюджета социальных обязательств не коснутся. Зарплаты, пенсии, пособия и прочие социальные выплаты должны осуществляться в обязательном порядке, своевременно и в полном объеме.

Оказание адресной материальной помощи:

В области реализуется программа жилищных субсидий – первая общероссийская программа оказания адресной социальной помощи семьям в зависимости от доходов. Реализуются законы Рязанской области, устанавливающие отдельные виды материальной поддержки семей с детьми, включающие в себя различные выплаты и пособия.

Проведены мероприятия, позволившие увеличить с 1 января 2009 года на 7,5% базовый размер ежемесячного пособия на ребенка; в 2 раза и более – размеры ежегодной и ежемесячных денежных выплат многодетным семьям.

В 2008 г. мерами социальной поддержки было охвачено более 526 тыс. получателей, в том числе за счет средств областного бюджета – более 225 тыс. получателей.

Конечно, выплаты, пособия, другие виды материальной поддержки, которые получают жители Рязанской области по линии социальной защиты, не так велики, как хотелось бы. Тем не менее, мы будем эту работу продолжать, поскольку направлена она на самые социально незащищенные слои населения.

В целях оптимизации социальной работы с семьей Правительством Рязанской области создано и с января текущего года начало свою деятельность государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания «Семья». Основными направлениями деятельности центра являются профилактика семейного неблагополучия, социальная реабилитация женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями.

В прошлом году разработана долгосрочная целевая программа, направленная на укрепление материально-технической базы, пожарной безопасности учреждений социального обслуживания. Наличие программы позволит привлечь в 2009 году средства Пенсионного Фонда России на условиях долевого финансирования.

Одна из задач – усиление принципов адресности предоставления гражданам социальной помощи, упрощение процедуры получения материальной помощи в условиях экономического кризиса.

Сфера культуры. Одна из сильных сторон отрасли – высокая обеспеченность учреждениями культуры.

Расходы на культуру из консолидированного бюджета рязанской области, млн. руб.:

По числу жителей на одно культурно-досуговое учреждение мы находимся в первой двадцатке среди субъектов РФ, а по обеспеченности сельскими учреждениями культуры – в первой пятерке. Также высокий показатель по числу жителей на одну библиотеку.

Можно сказать, что культура находится в шаговой доступности. Но это как плюс, так и минус. Созданная в советское время социальная инфраструктура на данном этапе не соответствует динамике расселения, поскольку в селах население катастрофически убывает.

Системная ошибка состоит в том, что финансовые средства направляются на содержание сети учреждений, укрепление, модернизацию материально-технической базы, независимо от востребованности услуг отрасли. До сих пор бытует стереотипное понятие – чем больше сеть, тем больше денег дадут!

Важно также разделить степень ответственности государственного, муниципального сектора услуг и коммерческого. А у нас зачастую за счет бюджетных средств содержится клуб, в котором стоит бильярд и проводятся дискотеки, но нет ни одного творческого самодеятельного коллектива.

И здесь мы видим еще одну слабую сторону – отсутствие стратегии развития как отрасли в целом, так и учреждения культуры в частности, на любом уровне. Идем по накатанной, а куда – неизвестно!

Систематизировать существующую сеть учреждений, сделать ее отвечающей потребностям населения – вот задача, над которой предстоит работать. Бюджетные средства должны расходоваться рационально, в зависимости от реальных потребностей.

В этом году перед комитетом по культуре и туризму поставлена задача разработать стратегическую программу развития отрасли до 2012 г. Сформулирован новый подход к финансированию деятельности учреждений культуры через реализацию конкретных проектов. Это необходимо сделать и на муниципальном уровне.

В целях создания условий для повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры в текущем году и последующих годах необходимо обеспечить модернизацию учреждений культуры, развивать механизмы поддержки творческой деятельности, в том числе традиционной народной культуры. Следует завершить формирование нормативной правовой базы по вопросам охраны культурного наследия.

Это касается практически всех учреждений культуры, в том числе, библиотек и музеев. Перспективная программа должна включать ряд мероприятий по укреплению и модернизации материально-технической базы. Кроме того, необходимо предусмотреть меры по более активному привлечению в отрасль федеральных средств, вхождению в максимально возможное количество федеральных программ.

Еще один важный момент – реставрация. Нам необходима программа, по которой мы имели бы возможность бюджетными деньгами помочь привести объекты культового назначения в нормальное состояние, особенно это важно в деревнях и селах. Одно из перспективных направлений развития экономики региона – восстановление системы поддержки народных промыслов.

Финансирование реставрационных работ на объектах культурного наследия в 2006-2008 гг., млн. руб.:

В 2008 году изменилась структура управления отраслью, объединились два серьезных направления – культура и туризм, и добавились государственные полномочия по охране объектов культурного наследия не только регионального, но и федерального значения. Это первый шаг к систематизации всей работы в сфере культуры.

Особое внимание следует обратить на сохранение и использование богатого историко-культурного наследия региона. В первую очередь это касается усадебных комплексов. Нам необходимо возродить их былую славу, найти инвесторов для восстановления, сделать туристскими объектами и содействовать, таким образом, развитию муниципальных образований.

Рязанская область обладает всем необходимым для того, чтобы занять достойное место на рынке туристических услуг.Однако качественный сервис мы пока не можем предложить. Поэтому основная работа сегодня направлена на формирование современной туристской инфраструктуры.

Разработано 15 новых туристических маршрутов. Началась работа над новым международным туристическим маршрутом «Большое Золотое кольцо России» по территории Рязанской области. В 2009 году планируется закончить строительство нескольких гостиниц в Рязани, Шацке и Касимове, начать строительство еще одной гостиницы в Касимове, гостиничного комплекса «Рязань Сити» в Рязани.

В 2009 году первоочередной задачей является работа по созданию туристско-рекреационных зон. Ставится задача по развитию всех видов туризма: исторического, водного, спортивного, семейного, ландшафтного.

Помимо развития въездного туризма необходимо уделить внимание внутреннему туризму. Важно обеспечить жителей области возможностью организованного отдыха на территории региона.

В области физической культуры и спорта должно реализовываться два основных направления: развитие массовой физкультуры и спорта; и развитие отдельных видов, ориентированных на спорт высших достижений.

По первому направлению путь представляется следующий. На территории области должно быть максимальное количество спортплощадок, где дети могли бы заниматься с тренерами и преподавателями. В спортивных сооружениях региональной и муниципальной собственности дети должны заниматься бесплатно!

Мы должны активно пропагандировать здоровый образ жизни, настойчиво и наступательно противостоять таким образом наркотикам, пивной, табачной, игровой индустрии. Мы уже идем по этому пути. Ведется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейном в городах Михайлов, Рыбное, Касимов. В рабочем поселке Шилово такой комплекс уже построен. В селе Поляны Рязанского района заканчивается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с несколькими спортивными залами.

Особенно важно создавать условия для занятий спортом в районных центрах, малых населенных пунктах области, более активно решать вопросы по укреплению материально-технической и кадровой базы физкультурной отрасли.

Важно определить наиболее традиционные для нашей области виды спорта, где мы будем поддерживать всю цепочку: от детских и юношеских команд до профессиональной команды уровня высших достижений. Сюда необходимо привлекать хороших тренеров, использовать самые современные методики обучения и тренировок, обеспечивать необходимое медицинское сопровождение спортсменов и участие в соревнованиях. Другие виды спорта мы также должны поддерживать, как массовый спорт и физкультуру.

Даже в таких сложных финансово-экономических условиях все направления и мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни в Рязанской области, мы постараемся профинансировать.

Мы постараемся по максимуму войти в федеральную программу развития олимпийских видов спорта. Для этого нам необходимо определить наиболее перспективные, и, уже в рамках этого нового федерального проекта, начать системную подготовку олимпийского резерва.

В целом по социальной сфере в условиях недостаточности финансовых ресурсов, накопленных годами проблем, очень важно подготовить четкие и стратегически верные планы развития. Социальная сфера – это та область, где в первую очередь требуется инвентаризация областных программ по развитию каждой отрасли, с тем, чтобы перейти к стратегическому территориальному планированию. Необходимо спланировать оптимальное развитие сети соответствующих учреждений, это позволит в долгосрочной перспективе решить множество проблем в социальной сфере на совершенно ином качественном уровне.