Доклад Губернатора Рязанской области О.И. Ковалева «Итоги социально-экономического развития региона за 2008 г. и задачи на 2009 год»

Транспортная система

Транспортная система – также одна из тех сфер, которые крайне нуждаются в структурной перестройке. В дорожном хозяйстве системной ошибкой было многолетнее строительство за счет областных средств обходов федеральных трасс вокруг городов и поселков. Эти работы надо было бы выполнять за федеральные деньги, а областные направлять на строительство и капитальный ремонт региональных дорог. Практически не велась работа с федеральными ведомствами, дорожные строительные организации были разобщены и выживали как могли, техническая их оснащенность очень слабая. Правительство области плохо управляло этой отраслью. В частности, тендеры по строительству и ремонту автодорог в 2008 году были проведены только в апреле-мае 2008 года, что, безусловно, в период весенней распутицы негативно отразилось на состоянии дорог и на настроении жителей. Пришлось все делать на ходу, чтобы не упустить время.

Сегодня областные дорожные организации не готовы выполнять большие задачи, связанные с качественным строительством и ремонтом дорог. Тем не менее, мы делаем ставку на рязанских дорожников, хотя могли бы привлечь современно оснащенные подрядные организации со стороны. Параллельно с реализацией наших программ в дорожной отрасли мы будем содействовать оснащению наиболее эффективных дорожных организаций современной техникой, повышать их технологический и производственный потенциал. Первые шаги уже сделаны.

Не могу не остановиться на печально известном факте о выделенных в 2007 году 405 млн. рублей из федерального бюджета на капитальный ремонт дорог в г. Рязани. Ситуацию довели до абсурда, когда тендеры выиграла компания из Москвы, ничего не имеющая за душой, кроме авторучки. Я вынужден был лично вмешиваться в процесс, подключать правоохранительные органы. Это та самая коррупция, о которой мы так часто говорим, и привлечение к ответственности виновных должностных лиц будет хорошей наукой всем остальным. Сейчас ситуация в Рязани под контролем, часть работ уже выполнена, согласована программа на 2009 г. Уверен, что уже этим летом дороги г. Рязани существенно преобразятся.

Таким образом, в целом по отрасли ставилась задача навести порядок, сконцентрироваться на ремонте дорог, улучшить качество дорожных работ. В принципе, кое-что сделать удалось. В 2008 году велось строительство и реконструкция важных для области объектов:

  • 1 этапа Северного обхода г. Рязани;
  • железобетонного моста через реку Ока. В 2008 году было досрочно открыто движение по мосту в двух направлениях;
  • путепровода через железную дорогу, соединяющего улицу Московское шоссе и улицу Октябрьскую в г. Рязани, реконструкция которого завершена в ноябре 2008 года, и ряда других.

Реконструкция железобетонного моста через реку Ока, млн. руб:

С Минтрансом России согласован план капитального ремонта действующего Южного обхода Рязани с проектированием 3-х дорожных развязок, пешеходных переходов, строительство которых в 2010-2015 гг. позволит повысить безопасность дорожного движения и снимет проблему пробок на въездах в город Рязань. Сейчас ведется проектирование. Работа эта очень сложная.

К строительству и реконструкции дорог должен быть комплексный подход: будем ремонтировать не только дорожное полотно, но и благоустраивать прилегающие территории. Особое внимание – эффективности расходования средств, применению современных технологий и материалов, что позволит снизить себестоимость работ, продлить их долговечность.

Что касается транспорта, то и здесь колоссальное количество проблем: разрушенная маршрутная сеть, износ подвижного состава, ошибки тарифного регулирования, отсутствие комплексной программы развития.

В качестве иллюстрации могу сказать: сегодня, когда можно получить по лизингу современную технику, в области нет ни одного автотранспортного предприятия, способного выполнить условия этого лизинга. Поэтому мы должны создать крупное мощное областное предприятие пассажирского транспорта с современной формой управления, способное обеспечивать перевозки как внутри, так и за пределами региона.

При этом мы не ставим задачу убрать малый бизнес из сферы пассажирских перевозок. Наоборот. Мы будем его поддерживать как дополнительную услугу для рязанцев. Но необходимо повысить эффективность работы малых транспортных предприятий, улучшить качество обслуживания пассажиров, исключить систему поборов, которая обескровливает малый бизнес.

Что до грузовых перевозок, то с сожалением констатирую неразвитость и этого направления. Сегодня в Рязанской области нет ни одного предприятия, способного обеспечить потребности только лишь завода «Гардиан», элементарно нет необходимого набора транспортных единиц. А ведь только на этих перевозках могло быть занято 300 единиц техники. Я уж не говорю о перевозках, обеспечивающих потребности других промышленных предприятий, строительной индустрии и так далее.

Рязанская область удобно расположена: 2 федеральные трассы, сеть железных дорог, но ни одного логистического центра с современной системой сортировки и перевалки грузов. Такой транспортно-логистический комплекс предстоит создать. И не один.

Среди задач Минтранса Рязанской области будет также возрождение гражданской авиации. Надо предпринять усилия по созданию на аэродроме Протасово базы малой авиации и грузового порта. Перспективы есть: удобное расположение, наличие специалистов в области авиации, гораздо более дешевые услуги по обслуживанию самолетов и грузов по сравнению с Москвой. Все это дает нам конкурентные преимущества, и надо их использовать.