Структурные изменения нужны и в образовании. И мы приступили к этой работе. Пока они затронули только 33 школы, но это только начало.

Современное образование должно отвечать требованиям сегодняшнего дня и перспективе, определенной стратегией развития государства. Чем быстрее и раньше мы приведем всё в стройную и эффективно работающую систему, тем лучше. Ведь главная цель образования – получить хорошо подготовленного специалиста.

В целом ежегодно практически на четверть увеличиваются средства, направляемые областным бюджетом в сферу образования. На 2010 год мы планируем сохранить такие же темпы финансирования. При этом мы должны избавиться от неэффективных расходов. Это крайне важно для дальнейшей реструктуризации отрасли.

В Рязанской области в 2009 году сдано в эксплуатацию семь общеобразовательных учреждений. Эту работу мы будем продолжать. В текущем году планируется ввести в строй школы в селе Борец Сараевского района и селе Шостье Касимовского района, начать строительство школ в Ряжске и Скопине.

Все учреждения с круглосуточным пребыванием детей, подведомственные министерству образования, завершили работу по монтажу оборудования пожарной сигнализации. В целях организации дистанционного образования детей-инвалидов в области создано инновационное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа – Центр дистанционного образования». В системе профессионального образования проведено объединение Агротехнического техникума г. Спас-Клепики и Клепиковского технологического техникума.

2010 год для сферы образования особенный – он объявлен в России Годом учителя. Кроме того, в этом году дан старт новому масштабному проекту – национальной инициативе «Наша новая школа», которую озвучил Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ. Идея проекта – обеспечить возможность для всестороннего развития личности школьника. И одним из условий ее реализации является переход на новые государственные образовательные стандарты.

Модернизация системы образования предполагает кардинальное обновление материально-технической базы учебных заведений, оснащение их современными средствами и системами обучения, оптимизацию сети сельских малокомплектных школ, активизацию инновационных процессов в отрасли, переход на иные стандарты финансирования образования и оплаты труда педагогов. Это также и развитие учительского потенциала, дальнейшая работа над повышением социального статуса педагога, престижа этой профессии, совершенствование мер поддержки талантливой молодежи, укрепление здоровья подрастающего поколения, расширение сети детских дошкольных учреждений, возрождение полноценной внеклассной работы в школах.

Работа предстоит серьезная и большая, но очень важная и нужная. Особую ответственность накладывает на нас то, что Рязанская область вошла в число пилотных регионов по реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Это дополнительный стимул для всех преобразований, начатых нами в отрасли. Кроме того, наш регион получит значительные федеральные средства, за счет которых мы сможем сделать в системе образования гораздо больше, в частности, значительно повысить зарплату учителям уже в 2011 году. Это говорит о том, что нам доверяют, и мы должны это доверие оправдать. Ведущая роль в реализации всех этих задач принадлежит, конечно, педагогам.

В целом мы должны создать условия, при которых образование будет доступным и качественным для всех, в том числе для детей с ограниченными возможностями, а конкурентоспособность выпускников станет главным критерием оценки деятельности образовательных учреждений.Обновлять придется не только содержание образовательных программ, но и сами школы.

Необходимо строить современные образовательные школы-центры с хорошей материально-технической базой, новейшими методиками преподавания, спортзалами, бассейнами, комфортными столовыми, полностью оснащенными медицинскими кабинетами. Как заявил Президент РФ, новые проекты школ, которые будут базироваться на концепции так называемого «умного дома», станут использоваться повсеместно уже с 2011 года. В Рязанской области подобная школа строится в Сараевском районе.

Конечно, подавляющему большинству рязанских школ, нужен ремонт и обновление учебной базы. Избавляясь от неэффективных расходов, мы тем самым сможем направлять на эти цели больше средств. И мы будем над этим работать.

Благодаря оптимизации системы образования, мы решим проблему малокомплектных сельских школ, которые будут объединяться на базе более крупных, с учетом территориального планирования там, где это целесообразно.

Поддержка педагогов, развитие учительского потенциала – одна из главных составляющих в модернизации образования. В «новой» школе сможет эффективно и качественно работать только высококвалифицированный педагог, способный использовать все эти новые возможности. Поэтому важно скорректировать содержание курсового обучения учителей в соответствие с требованиями времени. Эта задача в первую очередь касается Рязанского областного института развития образования – ведущего научно-методического центра в регионе, где ежегодно повышают квалификацию свыше 8 тыс. человек.

Безусловно, уровень заработной платы педагога должен соответствовать предъявляемым к нему высоким требованиям и степени ответственности его труда. И считаю, что повышение зарплаты педагогов должно быть приоритетной задачей. Это настолько важно, что, несмотря на кризис, я принял решение установить в Рязанской области с 2010 года ежемесячные доплаты работникам государственных общеобразовательных учреждений, в частности, молодым специалистам, учителям высокой квалификации и работникам дошкольных учреждений.

Аналогичные надбавки должны быть установлены к заработной плате молодым специалистам и педагогическим работникам муниципальных дошкольных учреждений. Главы городов и районов должны предусмотреть это в местных бюджетах.

Причем подчеркну – это только первые шаги к внедрению стимулирующей системы оплаты труда. Мы будем усиливать эту составляющую в ходе структурных изменений в сфере образования.

В системе высшего и среднего профессионального образования главное на сегодня переориентироваться на потребности экономики региона и выпускать те кадры, которых не хватает в отраслях. Это решит и другую не менее важную проблему – проблему оттока квалифицированных кадров в Москву и другие регионы, а также проблему трудоустройства студентов после окончания вуза или колледжа.

И еще один вопрос, который необходимо решить в ближайшее время – это проблема очередей в детские сады. Учитывая рост рождаемости в регионе, я уже дал поручение в самые кратчайшие сроки разработать и принять программу, направленную на сохранение и расширение сети детских дошкольных образовательных учреждений.

В 2009 году построен детский сад на 95 мест в Новодеревенском районе, открыты 7 дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях города Рязани, увеличилось до семнадцати число учреждений «начальная школа-детский сад». Это позволило охватить дошкольным образованием более 73 % детей дошкольного возраста. Тем не менее, детских садов по-прежнему не хватает. Проблему очередей в детские сады необходимо решить в ближайшие 2 года. Важно также и то, чтобы в детских садах работали высококвалифицированные специалисты.

Надеюсь, что все намеченные преобразования будут успешно реализованы. Это действительно большое реальное дело, которое позволит нам осуществить качественный скачок в системе образования Рязанской области.