Хорошие дороги, стабильно и качественно работающая транспортная система также значительно улучшают жизнь людей, позитивно влияют на настроение общества в целом. И сегодня мы в приоритетном порядке занимаемся укреплением состояния дорожной отрасли и транспортной системы региона.

Конечно, проблем в дорожном хозяйстве не просто много, а очень много, но мы начали серьезно и целенаправленно работать по выводу его из критического состояния. Реально мы пока можем выделять на дорожное хозяйство, включая содержание автодорог, около 1 млрд. рублей. Конечно, этого крайне недостаточно. И мы принимаем все меры по привлечению дополнительных средств на строительство и ремонт автомобильных дорог. Для этого мы ведем постоянную работу с Министерством транспорта Российской Федерации. С другой стороны – принимаем меры по повышению эффективности дорожного строительства.

В прошлом году мы смогли вдвое улучшить результаты работы: если в 2008 году мы привели в нормативное состояние порядка 100 км автодорог, то в 2009 году за те же деньги отремонтировали вдвое больше.

Мы по максимуму сосредоточили силы на тех объектах дорожного строительства, которые социально значимы для региона и имеют высокий процент готовности. Кроме того, в прошлом году начала работать программа обустройства дворовых и придомовых территорий. Несмотря на кризис, я дал поручение выделить из областного бюджета 30 млн. рублей для города Рязани, и по 5 млн. – крупным городам региона: Касимову, Сасову, Новомичуринску и Скопину. На перечисленные деньги в 2009 году благоустроено более 220 дворовых территорий в этих городах.

Конечно, за один сезон все в порядок привести невозможно. Но работа эта только начинается, и мы обязательно ее продолжим и будем усиливать.

Большое внимание уделялось вопросам повышения безопасности дорожного движения, особенно участкам вблизи образовательных учреждений, мест отдыха и досуга несовершеннолетних. В рамках областной программы повышение безопасности дорожного движения выполнены работы по созданию системы безопасных маршрутов к таким объектам.

Мы стараемся идти в ногу со временем и выделяем средства на работы по созданию информационной системы фиксации нарушения правил дорожного движения.

Эффективное расходование денежных средств, создание условий для обновления дорожной техники, широкое использование современных технологий, снижение издержек – вот те важные аспекты, которые являются приоритетом в нашей работе.

Кроме строительства и реконструкции участков федеральных трасс, проходящих по территории Рязанского региона, которое осуществляется сегодня, нам необходимо серьезно усилить работу по приведению в нормативное состояние всей сети автодорог области. И подход в этой работе должен быть комплексным. Хорошая современная дорога – это не только качественное дорожное покрытие, но и соответствующее обустройство: разметка, бордюры, остановочные комплексы, словом, всё, что делает дорогу комфортной и удобной для водителей и пешеходов. Все населенные пункты, через которые проходят федеральные и региональные трассы должны быть освещены.

Вместе с тем, мы должны укрепить материально-техническую базу предприятий дорожного хозяйства, оптимизировать существующую сеть. А это 70 дорожных организаций, где работают более 7 тыс. человек. Внутренние резервы и ресурсы для этого есть. Ставка должна быть сделана на те организации, которые могут строить дороги качественно. Этим организациям будем оказывать содействие в закупке новой техники, в получении техники по лизингу, в решении других вопросов.

Основной подрядчик по дорожному строительству – ОАО «Рязаньавтодор». Заключен договор с Государственной транспортной лизинговой компанией на поставку 26 единиц техники на общую сумму около 120 млн. руб. Более половины техники уже приобретено. Эта техника позволит существенно улучшить работу по содержанию дорожной сети.

В областном центре необходимо продолжить строительство Северного обхода вокруг Рязани, реконструкцию Южного обвода. Развязки, переходы, запланированные этими проектами, позволят снизить транспортную нагрузку на центр города и улучшить его экологию. В самом городе также нужна реорганизация транспортных потоков, чтобы облегчить движение.

В 2010 году должно быть спроектировано строительство еще одного прокола под железной дорогой для прямого выхода с Михайловского шоссе в Железнодорожный район. Необходимо также продолжить работу по благоустройству городских улиц и площадей, объединив все службы этого направления в единую. Мы должны сделать все для того, чтобы людям жилось удобно и комфортно в своих микрорайонах. Это задача городских властей.

С 2011 года мы планируем передать транспортный налог в муниципальные образования, чтобы эти средства могли быть использованы для благоустройства населенных пунктов.

В реорганизации и поддержке нуждается и транспортная система области. Благодаря мероприятиям антикризисной программы Правительства РФ по поддержке отечественных производителей автотранспорта у нас появилась возможность обновить автопарк предприятий.

В 2009 году в рамках Соглашения с Минрегионом России 158 единиц новой техники получили предприятия транспортного обслуживания населения, учреждения здравоохранения, подразделения милиции, коммунальные службы на общую сумму 236 млн. рублей.

Мы продолжаем областную программу обеспечения автобусами сельских школ. В 2009 году шесть автобусов направлено в районы, еще четыре – для школ Рязани.

Обновление автотранспорта крайне необходимо: от качества транспорта во многом зависит и безопасность людей, и четкая работа коммунальных служб, скорой помощи, в целом транспортной инфраструктуры. Главным для нас является безопасность и надежность транспорта для пассажиров.

Мы должны создать мощную транспортно-логистическую систему, без которой реализовать нашу стратегию в экономике будет гораздо сложнее. Здесь предстоит колоссальная работа. Но у нас есть определенные конкурентные преимущества перед другими субъектами РФ: через нашу область проходят три федеральные автодороги, мы имеем развитую железнодорожную сеть. Мы обязаны этими преимуществами воспользоваться.

Нельзя забывать и о развитии межмуниципальных автобусных маршрутов. Жители области должны иметь возможность добраться в любой населенный пункт внутри области без особых проблем. В прошлом году в этом направлении также немало сделано. Решен вопрос транспортного обслуживания жителей населенного пункта Голованова Дача, где были прекращены перевозки на участке узкоколейной железнодорожной линии Тумская – Голованова Дача. Там организовано автобусное сообщение, для чего было приобретено две машины повышенной проходимости, произведено укрепление проезжей части отдельных участков дороги.

Удалось сдвинуть с мертвой точки реконструкцию вокзалов «Рязань-1» и «Рязань-2». Совместно с ОАО «РЖД» ведется также работа по созданию новых транспортных маршрутов, что позволит оптимизировать систему пригородных железнодорожных перевозок. В этом направлении еще много нерешенных вопросов, в том числе в сфере тарифообразования и финансирования компенсации транспортным организациям убытков по перевозке граждан льготных категорий. Эти вопросы нам необходимо решать.

Среди задач на 2010-2015 годы - создание условий для развития транзитного судоходства. Предстоит реализовать комплекс мер, в том числе выполнить работы по очистке и углублению дна и русел рек, где это целесообразно, реконструировать имеющиеся речные порты и пристани, пополнить технический флот.

Активизация судоходства в регионе будет стимулировать развитие туризма, а также задействовать этот ресурс для пассажирских и грузовых перевозок, улучшить экологическое состояние реки Оки.